Древняя месопотамия культура история презентация. Художественная культура междуречья

В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

Пример клинописи

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

Вавилон. Реконструкция

Висячие сады Семирамиды

Вопросы для повторения:

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

“Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

Пример клинописи

Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Вавилон. Реконструкция

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

Висячие сады Семирамиды

Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Вопросы для повторения:

1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

2 класс

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна


  • Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

  • Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
  • Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

Шумер и Аккад


Шумер и Аккад

Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

  • Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

  • В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
  • Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.



  • Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.

  • Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.
  • Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
  • Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Эпос о Гильгамеше

  • Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.



Шумер и Аккад

HongNian Zhang . Саргон Великий - рождение Аккадского царства

  • Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I , правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.


  • Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

Белый храм в Уруке

Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке


Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

Нинхурсаг

Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

  • Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

Голова Саргона Древнего, Ниневия

Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

  • Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

  • Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
  • Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами ) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
  • Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.


Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

  • В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

Ваза Энтемены из Лагаша : корпус из серебра , днище из меди.


  • В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
  • Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.

Что шумеры сделали первыми на Земле:

  • открыли колесо,
  • изобрели гончарный круг,
  • научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
  • научились делать цветное стекло,
  • внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
  • открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
  • открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
  • создали библиотечные каталоги,
  • создали рецептурные справочники,
  • составили правовые кодексы,
  • создали профессиональную армию,
  • создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.











































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по истории изобразительного искусства во 2 классе детской художественной школы (2 урока по 1,5 часа), возраст учащихся 11-13 лет.

Для развития у учеников самостоятельности в поисках и осмыслении знаний об искусстве необходимо им давать опережающие задания при подготовке к уроку. Учащиеся работают с литературой, интернет-источниками, самостоятельно готовят небольшие сообщения, подбирают слайды, иллюстрации, приобретают навык публичного выступления.

Цель урока:

  • формирование представления учащихся об искусстве Месопотамии;
  • развитие у учеников восприятия и понимания искусства древнего мира.
  • выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов;
  • развитие интереса к искусству;
  • эмоциональное развитие.

Оформление: ЖК-телевизор, подключенный к компьютеру, презентация, раздаточный материал (кроссворд, тесты).

Ход урока №1

1. Организационный момент и актуализация темы

2. Усвоение новых знаний

Преподаватель: Сегодня мы с вами начнем знакомство с искусством Древней Месопотамии - одной из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшей на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат (Слайд 1) . В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии (Слайд 2) . Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.

Искусство может показаться нам сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека и событий, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.д. мастера прибегали к языку символов, разобраться в нем непросто.

В конце IV тысячелетия до н.э. на юге современного Ирака возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумеры. О происхождении шумеров нет точных сведений. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли - Аккад (Слайд 3) . Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия (“Страна между реками”).

Современные исследования показывают, что шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние. (Слайд 4) .

Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства (Слайд 5) .

Земля, на которой жили шумеры, - плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, построили дамбы и плотины, оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук и т.д. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией (Слайд 6) .

Вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме (Слайд 7) .

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, т.к. не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Основным строительным материалом в народном строительстве Двуречья была глина. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу.

Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена - что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм (Слайд 8) и Красное здание в Уруке (Слайд 10) .

Белый храм в Уруке, был побелен известью – отсюда название, был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон. Свет проникал через проемы под плоскими крышами. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город (Слайд 9) .

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от латинского “поклоняться”), который представлял собой статую молящегося (Слайд 11) . Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали кусочками камня, дерева, металла. Шумерской скульптуре, в отличие от древнеегипетской, никогда не придавали портретного сходства. Главная её особенность – это условность изображения (Слайд 12) .

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военных походах, закладке храма), так и о повседневных делах (доение коров, сбивание масла и т.д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста, только цари изображались крупнее других.

Типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой, от стелы сохранились некоторые фрагменты (Слайды 13,14) . Как вы думаете, шумерские рельефы схожи с древнеегипетскими?

Учащиеся: сходство в том, что рельефы располагаются ярусами и фигура вождя (фараона) изображается крупнее остальных, но изображения шумерские выглядят иначе, чем египетские.

Преподаватель: Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения (Слайд 15) .

В 1920-х гг. во время раскопок, проводившихся в Уре под руководством английского археолога Леонардо Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Экспедиции Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире (Слайд 16) .

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о сложном погребальном ритуале Междуречья.

Преподаватель: В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Здесь были обнаружены 2 доски, образующие как бы двухскатную крышу, с изображением военного похода и ритуального пира, выполненные в технике мозаики, так называемый “штандарт из Ура”. Точно его назначение неизвестно (Слайд 17) .

Сперва археологам бросился в глаза сверкающий золотой шлем, покрывавший истлевший череп (Слайд 18 ). Вулли и его коллеги наткнулись на вторую группу скелетов: десять женщин были уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин (Слайд 19 ). Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен (Слайд 20 ). Здесь была обнаружена арфа с замечательно выполненной головой быка. Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода - из лазурита (Слайд 21 ). Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры (Слайд 22) .

Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ (Слайд 23) . Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы, первый календарь (Слайд 24) .

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о библиотеке Ашшурбанипала - древнейшей из всех известных библиотек (Слайды 25,26,27) .

Преподаватель: В конце XXIV в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство - царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н.э. (Слайд 28) .

Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма - зиккурат. Он представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо (Слайд 29) . Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре (Слайд 30) .

Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее, шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие (Слайд 31) .

В 2003 г. до н.э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства - город Ур.

Период с XX по XVII вв. до н.э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. (Слайд 32) . Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

3. Самостоятельная работа учащихся: решить кроссворд (Приложение №1). (Слайды 33,34) . Используется раздаточный материал

4. Домашнее задание: просмотреть по Интернету: мультфильм “Легенда о Гильгамеше” Детско-юношеского центра “Старая мельница”. Художественный руководитель Л. Лазарева, мастерская анимации; подготовить сообщения на заданную тему.

Ход урока №2

1. Организационный момент

2. Усвоение новых знаний

Преподаватель: сегодня мы с вами продолжим знакомство с искусством Месопотамии.

Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива (Слайд 35) . Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик (Слайд 36) .

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества - расцвет крепостной архитектуры. Примером такого города может служить Дур-Шаррукин-резиденция царя Саргона II (Слайд 37) . Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (Слайд 38) . В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами.

Учащиеся: выступают с подготовленными сообщениями о шеду (Слайды 39,40,41) .

Преподаватель: Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль (Слайд 42) . Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н.э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н.э.) в Кальху (Слайд 43) . Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека (Слайды 44,45,46,47).

В конце VII в. до н.э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония (Слайд 48) . В 612 г. до н.э. была разрушена столица Ассирии Ниневия. В искусстве же древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание (Слайд 49) .

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии - это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей (Слайд 50) . Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла занять главенствующее положение в Передней Азии. Краткий период ее расцвета пришелся на годы правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). Вавилон стал одним из самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным центром. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода (Слайд 51) . В искусстве Вавилона преобладали религиозные сюжеты.

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о Вавилоне.

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о зиккурате Этеменанки - прототипе легендарной Вавилонской башни (Слайд 52) .

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о дворце Навуходоносора II с висячими садами царицы Семирамиды (Слайды 53,54) .

Преподаватель: В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. Таким образом, вся территория города воспринималась как священное, храмовое пространство (Слайд 55) . До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар (Слайд 56) ; эти ворота имели для вавилонян особое значение - от них мимо храма Мардука (Мардук - верховный бог Междуречья , бог-покровитель города Вавилона) шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия (Слайд 57) . В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа Сирруш.

Дорога процессий, достигавшая в ширину 16 м, на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне. Реконструированный фрагмент облицовки Дороги процессий также хранится в Государственных музеях Берлина (Слайд 58) .

Когда Вавилон был завоёван персами, многие традиции месопотамской культуры были переняты молодой империей Ахеменидов. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н.э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н.э. - Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империю (Слайд 59) . При этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов.

К Вавилону в древности относились с почтением. Его не постигла печальная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, захвативший страну в 539 г. до н.э., не стал разрушать Вавилон, он с триумфом вошел в город как победитель, тем самым отдав дань его великому прошлому. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры (Слайд 60).

Изучая и заимствуя чужие традиции, мидийские и персидские мастерам сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название “имперский стиль”. Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти. Ему присущи торжественность, масштабность, и в тоже время тщательность в отделке деталей (Слайд 61).

Художественными центрами империи Ахеменидов были царские резиденции. В их сооружении участвовало огромное количество людей, пригнанных с захваченных территорий. Каждая из резиденций представляла собой архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее – прославлении власти царя (Слайд 62).

Дворец возводился на платформах, которые были связаны с террасами разного уровня. Различные этажи соединялись монументальными парадными лестницами с облицовкой, покрытой барельефами. По периметру дворец огораживался зубчатой стеной. Величественный вход-портал в соответствии с ассирийской традицией охранялся колоссальными статуями человекобыков (Слайд 63). Внутри дворца имелось множество строений, главными из которых были: собственно царские покои и зал для торжественных приемов, ападана - самое оригинальное и характерное сооружение ахеменидской архитектуры.

Древнейшая царская резиденция - в городе Пасаргадах, основанном в VI в. до н.э. Киром II, сохранилась плохо. Она состояла из изолированных зданий, не составлявших единого ансамбля. Такое отсутствие структуры объясняется тем фактом, что этот дворец своим истоком имеет традиционный лагерь кочевников. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II - строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней (Слайд 64).

Древняя персидская столица Сузы, разрушенная ассирийцами, была вновь отстроена в правление самых знаменитых персидских царей - Дария I (522-486 гг. до н. э.), Ксеркса (486-465 гг. до н. э.). В планировке и декорации царского дворца в Сузах отчетливо прослеживаются традиции Месопотамии (Слайд 65). Все помещения дворцового комплекса были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цветовой гамме изразцовый рельеф с изображением царской гвардии (Слайд 66). Оформление задней стены северного фасада - выложенные изразцами фигуры крылатых быков - напоминает ворота богини Иштар в Вавилоне.

Особого внимания заслуживает резиденция царей Дария I и Ксеркса в Персеполе, которая сохранилась лучше других. Персеполь - древнеперсидский город, возникший в VI-V вв. до н.э., столица огромной империи Ахеменидов (Слайд 67). Архитектурный ансамбль на высокой искусственной платформе расположен в долине, окруженной скалами (Слайд 68). Главные здания – дворцы Дария I и Ксеркса. Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах (Слайд 69). Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах.

Создавая рельефы, мастера из Персеполя использовали опыт ассирийских ваятелей, но в отличие от них никогда не наполняли свои композиции движением или эмоциональным напряжением. Во всяком изображении преобладает последовательный порядок, с фигурами строгих контуров, которые движутся в торжественных процессиях, образуя нескончаемые фризы. Даже композиции, посвященные битвам, статичны и торжественны. Техника ахеменидского рельефа отличается высоким профессиональным мастерством и тщательностью в отделке деталей (Слайд 70).

Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов (Слайд 71). Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения (Слайд 72). Нередко ювелирные изделия украшались изображениями животных (Слайд 73). Типичным сосудом той эпохи был сосуд в форме рога, нижний конец которого был оформлен в виде верхней части туловища зверя, как например, золотой кубок, хранящийся в Археологическом музее Тегерана, демонстрирующий роскошь и блеск, окружавшие придворную жизнь (Слайд 74).

“Ахеменидский имперский стиль” создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма. Окончательная гибель месопотамской цивилизации наступила только после завоевательных походов Александра Македонского (Слайд 75).

3. Самостоятельная работа учащихся: выполнить тестовые задания по теме “Искусство Месопотамии” (Приложение №2) , используется раздаточный материал.

4. Домашнее задание: зарисовать в рабочих тетрадях шеду.

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Культура Древней Месопотамии" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура Древней Месопотамии

Слайд 2

Слайд 3

Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации» А ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере… Столетия умы ученых и теологов поражают месопотамские тексты, являющиеся переработкой шумерских Из текста халдейской Книги Бытия следует, что не менее чем за тысячу лет до нее существовал текст Истории Творения, написанный на старом вавилонском диалекте…

Шумеры – «черноголовые»

Слайд 4

Открытие культуры шумеров

Об особенностях культурного развития древних цивилизаций, возникших в бассейнах рек Тигра и Евфрата в Передней Азии, стало известно в начале ХIХ в после сенсационных открытий французского консула Поля – Эмиля Ботта Он обнаружил в одной из арабских деревушек рельефы с изображением диковинных зверей, некогда украшавших ассирийский царский дворец Ашшурбанапала

Слайд 5

Тайна Шумеров

За последние полтора столетия на месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии, математике Большой фрагмент таблички с математическими упражнениями, датированный 1700 г. до н.э., содержит геометрические формы с математическими уравнениями на аккадском языке

Слайд 6

Тайна Шумеров - -неофициальная версия

В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, двухпалатную систему парламента, состоящую из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления) Их культуре свойственны удивительные музыкальные достижения, они увлекались танцами В медицине использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики)

Слайд 7

Тайна Шумеров - неофициальная версия

Среди них - по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными, так называемые золотые пропорции и числа Фибоначчи Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10 Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться с появлением компьютерной технологии В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет...

Слайд 8

Тайна Шумеров неофициальная версия

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность Прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей Высокоразвитая религия, удивительные храмы… Все это Шумерия, располагавшаяся в южной части современного Ирака на территории древней Месопотамии

Слайд 9

Тайна Шумеров (неофициальная версия)

Многие поколения ученых бились над загадкой этой появившейся до времени цивилизации, но загадок оставалось более чем достаточно... Что же такое Шумерия? Гениальная народность, появившаяся, как непонятый Леонардо да Винчи в Италии, раньше срока на планете Земля или…?

Слайд 10

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  •  

    Возможно, будет полезно почитать: