Где может пригодиться робототехника. Что такое робототехника для школьников? Чем отличается робототехника для детей от профессиональной

Роботехник представляет собой квалифицированного специалиста для формирования современных роботов и сложных технических систем.

Данный специалист также осуществляет модернизацию и контроль за функционированием устройств.

Какова же зарплата роботехника в странах ближнего и дальнего зарубежья?

Жалованье профессионального ученого-практика в России и Украине

Роботехника представляет собой прикладную научную отрасль, которая посвящена производству:

  • высококачественных роботов;
  • сложных систем технического типа (формат РТС).


Данного рода устройства необходимы там, где использование человека становится невозможным:

  • экспертиза поверхностей на планетах;
  • эффективный монтаж приборов;
  • машиностроение и пр.

На сегодняшний день в России средний уровень окладов мехатроников/роботехников составляет 50 тыс. рублей (около 862 долларов) .

Наибольшее количество вакансий открыто в Ленинградской области и республике Татарстан.

  • Калининградский округ– 37,5 тыс. рублей;
  • Московская область — 41,3 тыс. рублей;
  • Приморский край – 50 тыс. рублей;
  • Краснодарская территория – 52 тыс. рублей.

В России официально открыто 14 вакансий ученого-практика с установленным окладом в 44,5-56 тыс. рублей ежемесячно (767-965$).


Изучив должности по городам, можно увидеть следующие уровни доходов квалифицированных инженеров в сфере роботостроения:

  • Екатеринбург . АСУ-электропривод в сфере производства промышленного оборудования (от 30 тыс. рублей );
  • Москва . Сервисный инженер-роботехник (от 100 тыс. рублей );
  • Пермь . Разработка современного программного обеспечения для сложных технических устройств (65 тыс. рублей );
  • Санкт-Петербург . Работа с «С ++» и ОС «Linux». Прибыль от 80 до 100 тыс. рублей ;
  • Липецк . Специалист в сфере электрических приводов (от 35 тыс. рублей );
  • Тольятти . Инженер в сфере настройки и модернизации строительных роботов (от 80 тыс. рублей ).

Получение специальности «Роботы и роботехнические системы» производится в нескольких направлениях:

  • инженер (архитектура и эксплуатация);
  • программист;
  • специалист по математической подготовки компьютерных систем.

В среднем мехатроник может рассчитывать на 10 тыс. гривен в месяц (370 долларов).


Особенно востребованы в данном государстве следующие эксперты:

  • учитель физики и программирования (для детей) – 8000 гривен (300 долларов) ;
  • специалист в роботехнике и программировании Java – от 10 тыс. гривен ;
  • инженер конструктор – от 870 долларов в месяц ;
  • Крупный концерн «Стандарт-ПАК» набирает квалифицированных экспертов для разработки платформ самоходного типа, погрузочных устройств и роботизированных буксиров от 350-600 евро в месяц ;
  • организация «ДРОН ЮЭЙ» специализируется на производстве устройств для энергетических комплексов, аграрного производства и нефтегазовых структур. За разработку мультироторных платформ мастерам платят до 12 тыс. гривен (444 у.е.) ;
  • ДК «Укроборонпром» . Предприятие набирает опытных конструкторов для производства роботизированной техники и беспилотных машин. Здесь специалист имеют доход в 8500-12100 гривен (314-448 долларов) ;
  • IT компания «ELEKS». Фирма выпускает качественные роботизированные продукты для украинской армии (беспилотники, танкетки и пр.). Жалованьем инженеров здесь составляет 450-900 долларов в месяц .

Прибыль от профессиональной деятельности в странах ближнего и дальнего зарубежья

Для получения высокооплачиваемых должностей специалист должен иметь большой опыт и уровень теоретических знаний.

Профессиональные инженеры могут рассчитывать на приличную выручку.


  • Белоруссия . В стране действует до 10-и инновационных компаний, которые разрабатывают коллаборативные роботы и промышленных устройств. Квалифицированный мастер, владеющий программным обеспечением, может рассчитывать на прибыль в 700-1500 USD в месяц ;
  • Казахстан . Работа на фрезерных станках и 3D принтерах пользуется широким спросом в данном государстве. Инновационные компании устанавливают тарифные ставки данного профиля исполнителям на уровне 160-280 тыс. тенге ;
  • Польша . Получение образования мехатроника в данном государстве пользуется престижностью и повышенным спросом. Талантливые абитуриенты могут выбрать несколько направлений по специальности (инженерное, обработка сигналов и автоматизация). Выручка от профессиональной деятельности оплачивается в размере 1500-2700 евро в месяц . В среднем начинающий конструктор будет получать 3 тыс. злотых (около 786 у.е.) ;
  • США . Специалисты в сфере автоматизации действий роботов очень востребованы на конвейерных линиях. В обязанности экспертов также входит обслуживание устройств. Boston Consulting Group платит мехатроникам 3383 долларов ежемесячно (76 тыс. $ в год ). Виртуозные конструкторы в «силиконовой долине получают свыше 100 тыс. баксов в год ;
  • Китай . В Поднебесной роботостроение находится на высоком уровне. Компания «IFR» к 2019 году планирует установить на промышленных предприятиях более 1,4 млн. машин. Как правило, опытные мехатроники получают 8000-12000 юаней (1,2 -1,8 тыс. долларов) ;
  • Южная Корея . Корейские технологии известны во всем мире. Поэтому квалифицированному исполнителю работодатель устанавливает приличный оклад. Так, например, опытный инженер и мехатроник может получать 1 352 230 вон в месяц (примерно 1200$) . В престижных компаниях должность мехатроника приносит годовую прибыль 37440339 вон (33180 долларов) ;
  • Япония . Квалифицированные специалисты в сфере IT и робототехники получают жалованье в размере 3,7-4,5 тыс. долларов в месяц . Однако жизнь в стране восходящего солнца очень дорогая (продукты и жилье). Высокий уровень конкуренции требует от инженеров постоянного самосовершенствования и изучения новинок на рынке.

Наиболее востребованные направления по специальности

Профессия робототехника на сегодняшний день требует объединения знаний, практических умений инженерного и кибернетического направлений.


Моделирование автоматических устройств позволяет точно и эффективно создавать уникальные изделия

К числу наиболее распространенных профессий следует отнести:

  • инженер-электроник – занимается процессами технического использования сложных систем (от 35 тыс. рублей в месяц );
  • сервисный инженер . Мастер осуществляет монтаж, запуск диагностического оборудования и его ремонт (40-48 тыс. рублей );
  • педагог – производит обучение детей в школах и ВУЗах. Учитель организовывает подготовительные курсы (18-35 тыс. рублей );
  • электротехник — профессионал в сфере электронных приборов работает с различными сигналами сложных устройств (37-46 тыс. рублей );
  • программист — специализируется на автоматизации робототехники и АСУТП, создает программы и сервисное обслуживание (50-150 тыс. рублей );
  • специалист в сфере 3 D . Качественные визуализаторы и «модельеры» очень ценятся крупными компаниями в сфере IT (58-116 тыс. рублей ).

Особенности современной профессии

Профессиональные робототехники, как правило, работают в специализированных авиационных структурах, НИИ и крупных IT фирмах.

Сегодня занятия робототехникой становятся очень популярными. Школьникам такие уроки помогают сформировать и развить критическое мышление, научиться творчески подходить к процессу решения задач различного уровня сложности, а также получить навыки работы в команде.

Новое поколение

Современное образование переходит на новый виток своего развития. Многие педагоги и родители ищут возможность заинтересовать детей наукой, привить любовь к обучению и зарядить желанием творить и мыслить неординарно. Традиционные формы изложения материала уже давно утратили свою актуальность. Новое поколение не похоже на своих прародителей. Они хотят учиться живо, интересно, интерактивно. Это поколение легко ориентируется в современных технологиях. Дети хотят развиваться так, чтобы не только идти в ногу со стремительно развивающимися технологиями, но и непосредственно участвовать в этом процессе.

Многие из них интересуются: «Что такое робототехника? Где этому можно учиться?».

Образование и роботы

Эта учебная дисциплина включает в себя такие предметы, как конструирование, программирование, алгоритмику, математику, физику и другие дисциплины, связанные с инженерией. Ежегодно проводится World Robotics Olympiad (всемирная олимпиада по робототехнике - WRO). В образовательной сфере - это массовое соревнование, позволяющее лучше узнать, что такое робототехника для тех, кто впервые сталкивается с подобным предметом. Оно дает возможность попробовать свои силы участникам более чем из 50 стран. На соревнования съезжаются порядка 20 тысяч команд, в состав которых входят дети от 7 до 18 лет.

Основная цель WRO: развитие и популяризация НТТ (научно-технического творчества) и робототехники в молодежной и детской среде. Подобные олимпиады являются современным образовательным инструментом XXI века.

Новые возможности

Чтобы дети лучше понимали, что такое робототехника, на соревнованиях применяются теоретические и практические навыки, полученные на занятиях в рамках клубной работы и школьной программы по изучению естественно-научных предметов и точных наук. Увлеченность робототехнической дисциплиной постепенно перерастает в желание глубже узнать такие науки, как математика, физика, информатика и технологии.

WRO - это уникальная возможность для ее участников и наблюдателей не только узнать глубже что такое робототехника, но и развить в себе навыки творчества и критического мышления, которые так необходимы в XXI веке.

Обучение

Интерес к образовательной дисциплине робототехнического направления растет с каждым днем. Материальная база постоянно улучшается и развивается, многие идеи, еще недавно остававшихся мечтой - сегодня реальность. Изучение предмета «Основы робототехники» стало возможным для большого числа детей. На уроках ребята учатся решать задачи с ограниченными ресурсами, обрабатывать и усваивать информацию, а также использовать ее в правильном русле.

Дети учатся легко. Современное подрастающее поколение, воспитывающееся на различных гаджетах, как правило, не имеет трудностей в освоении дисциплины «Основы робототехники», при условии наличия желания и тяги к новым знаниям.

Нужно что даже взрослых людей сложнее переучивать, чем научить чистые, но жаждущие детские умы. Положительной тенденцией есть колоссальное внимание к популяризации робототехники в молодежной среде со стороны правительственных органов России. И это понятно, так как задача модернизации и привлечения молодых специалистов - это вопрос конкурентоспособности государства на международной арене.

Важность предмета

Сегодня актуальным вопросом Министерства образования стоит введение образовательной робототехники в круг школьных дисциплин. Она считается важным направлением развития. На уроках технологии дети должны получать представления о современной сфере развития техники и конструирования, которые дают им возможность самим придумывать и строить. Не обязательно всем ученикам становиться инженерами, но возможность должна быть у каждого.

Вообще, уроки робототехники крайне интересны детям. Это важно понимать всем - и учителям, и родителям. Такие занятия дают возможность увидеть другие дисциплины в ином свете, понять смысл их изучения. А ведь именно смысл, понимание того, зачем это нужно, движет умами ребят. Его отсутствие сводит на нет все усилия учителей и родителей.

Важным фактором является то, что обучение робототехнике - процесс не напрягающий и всецело поглощающий детей. Это не только развитие личности ученика, но и возможность уйти от улицы, неблагоприятной обстановки, праздного времяпровождения и влекущих за ним последствий.

Происхождение

Само название робототехники происходит от соответствующего английского robotics. которая занимается разработкой технических автоматизированных систем. На производстве она является одной из главных технических основ интенсификации.

Все законы робототехники, как и сама наука, тесно связаны с электроникой, механикой, телемеханикой, механотроникой, информатикой, радиотехникой, электротехникой. Сама робототехника подразделяется на промышленную, строительную, медицинскую, космическую, военную, подводную, авиационную и бытовую.

Понятие «робототехника» впервые в своих рассказах использовал писатель-фантаст Это было в 1941 году (рассказ «Лжец»).

Само слово «робот» придумали в 1920 году чешский писатели и его брат Йозеф. Оно вошло в научно-фантастическую пьесу «Россумские универсальные роботы», которая была поставлена в 1921 году и пользовалась большим зрительским успехом. Сегодня можно наблюдать, как линия, обозначенная в пьесе, получила широкое развитие в свете научно-фантастической кинематографии. Суть сюжета: хозяин завода занимается разработкой и наладкой выпуска большого числа андроидов, способных работать без отдыха. Но эти роботы в итоге восстают против создателей.

Исторические примеры

Интересно, что зачатки робототехники появились ещё в античные времена. Об этом свидетельствуют останки движущихся статуй, которые были изготовлены в I веке до н.э. Гомер писал в «Илиаде» о сотворенных из золота служанок, способных говорить и мыслить. Сегодня разум, которым наделяют роботов, получил название - искусственный интеллект. Кроме того, древнегреческому инженеру-механику Архиту Тарентскому приписывают разработку и создание механического летающего голубя. Это событие датируется приблизительно 400 годом до н.э.

Таких примеров большое множество. Они хорошо раскрыты в книге Макарова И.М. и Топчеева Ю.И. «Робототехника: история и перспективы». В ней в популярной форме рассказано об истоках современных роботов, а также очерчена робототехника будущего и соответствующее развитие человеческой цивилизации.

Типы роботов

На современном этапе важнейшими классами роботов широкого назначения являются мобильные и манипуляционные.

Мобильный — это автоматическая машина с движущимся шасси и управляемыми приводами. Эти роботы могут быть шагающими, колёсными, гусеничными, ползающими, плавающими, летающими.

Манипуляционный — это автоматическая стационарная или передвижная машина, состоящая из манипулятора с несколькими степенями подвижности и программным управлением, выполняющим двигательные и управляющие функции в производстве. Такие роботы бывают в напольном, портальном или подвесном виде. Наибольшее распространение они получили на приборостроительных и машиностроительных производствах.

Способы перемещения

Большое распространение получили колёсные и гусеничные роботы. Перемещение шагающего робота представляет нелегкую задачу динамики. Такие роботы пока не могут иметь устойчивого движения, присущего человеку.

Относительно летающих роботов можно сказать, что большинство современных самолётов как раз ими являются, но управляются они пилотами. В то же время автопилот может контролировать полёт на всех стадиях. К летающим роботам относятся и их подкласс - крылатые ракеты. Такие аппараты имеют небольшой вес и выполняют опасные миссии, вплоть до ведения огня по команде оператора. Кроме того, есть проектные аппараты, способные к самостоятельному ведению огня.

Существуют летающие роботы, использующие методы движения, которые используют пингвины, медузы и скаты. Этот способ перемещения можно увидеть у роботов Air Penguin, Air Ray, Air Jelly. Их производит компания Festo. А вот роботы RoboBee используют методы полёта насекомых.

Среди ползающих роботов есть ряд разработок, подобных по перемещению червям, змеям и слизням. При этом робот использует силы трения на шероховатой поверхности или кривизну поверхности. Подобное перемещение полезно для узких пространств. Такие роботы нужны для поиска людей под обломками разрушенных зданий. Змееподобные роботы способны к перемещению в воде (такие, как ACM-R5 производства Японии).

Перемещающиеся по вертикальной поверхности роботы, используют такие подходы:

  • подобные человеку, который взбирается на стену с выступами (Стэнфордский робот Capuchin);
  • подобные гекконам, снабжённых вакуумными присосками (Wallbot» и Stickybot).

Среди плавающих роботов существует много разработок, перемещающимся по принципу подражания рыбам. Эффективность такого движения на 80% превосходит эффективность движения с гребным винтом. Подобные конструкции имеют низкий уровень шума и высокую маневренность. Этим они вызывают большой интерес у исследователей подводного пространства. К таким роботам относятся модели Эссекского университета - Robotic Fish и Tuna, разработанный институтом Field Robotics. Они смоделированы по движению, характерному для тунца. Среди роботов, имитирующих движение ската известна разработка фирмы Festo: Aqua Ray. А робот, движущийся как медуза, - это Aqua Jelly от того же разработчика.

Кружковая работа

Большинство кружков по робототехнике ориентированы на начальную и среднюю школу. Но и дети дошкольного возраста не обделены вниманием. Главную роль здесь играет развитие творчества. Дошкольники должны научиться мыслить свободно и воплощать свои идеи в творчестве. Именно поэтому занятия по робототехнике в кружках для детей до 6 лет направлены на активное использование кубиков и простых конструкторов.

Школьная программа, безусловно, усложняется. Она дает возможность познакомится с различными классами роботов, попробовать себя на деле, углубиться в науку. Новые дисциплины раскрывают потенциальные возможности ребенка для получения профессиональных навыков и знаний в выбранной области инженерии.

Робототехнические комплексы

Современное развитие робототехники находится в такой стадии, что, кажется, вот-вот произойдет мощный рывок в робототехнологиях. Это так же, как с видеосвязью и мобильными гаджетами. Еще недавно все это казалось недоступным для массового потребления. А сегодня - это обыденность, переставшая удивлять. Зато каждая выставка робототехники показывает нам фантастические проекты, которые захватывают дух человека от одной только мысли об их внедрении в жизнь общества.

В системе образования позволяют реализовать программу с применением проектной деятельности именно комплексные установки из роботов, среди которых популярны:


Управление

По типу управления системы бывают:

  • биотехническими (командные, копирующие, полуавтоматические);
  • автоматические (программные, адаптивные, интеллектуальные);
  • интерактивные (автоматизированные, супервизорные, диалоговые).

К основным задачам управления роботами относятся:

  • планирование движений и положений;
  • планирование сил и моментов;
  • идентификация динамических и кинематических данных;
  • анализ динамической точности.

Большое значение в сфере робототехники имеет развитие методов управления. Это важно для технической кибернетики и теории автоматического управления.

Робототехник (Чешск. robot, от robota - подневольный труд и rob - раб) — специалист по разработке роботов и их обслуживанию. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, черчение и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Робототехника (роботехника) - это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС). Ещё одно название - роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением. Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью. Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.

Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.

Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.

Робототехника находится в родстве с мехатроникой.

Мехатроника - это дисциплина, посвящённая созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот.

К мехатронике относятся заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника и пр. Иными словами, приборы и системы, предназначенные для выполнения какой-то конкретной задачи. Например, задача офисного принтера - печать документов.

А что такое робот по своей сути?

Как видно из самого названия, робот изначально представлялся как подобие человека. Но прагматизм берёт верх. И чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.

Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами - движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр.

(См. ролик внизу страницы.)

С другой стороны, некоторые роботы специально рассчитаны на душевный отклик людей. Например, роботы-собаки скрашивают жизнь людям, у которых нет времени на настоящую собаку. А плюшевые «младенцы» облегчают депрессию.

Не за горами то время, когда среди прочей бытовой техники у нас появятся роботы, помогающие по хозяйству. Лично я предпочла бы слугу в виде улыбчивого пластикового кокона на колёсах. Но кому-то наверняка захочется, чтобы их роботы-мажордомы были как настоящие люди. В этом направлении уже сделаны потрясающие успехи.

Создание робота - это то, чем занимается робототехник . Точнее, инженер-робототехник . Он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа - не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде.

Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.

В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование. Но, как подсказывают фантасты, со временем для изготовления роботов будут широко использовать био- и нанотехнологи. В результате получится киборг, т.е. кибернетический организм - что-то среднее между живым человеком и роботом. Чтобы не слишком радоваться по этому поводу, можно посмотреть фильм «Терминатор», любую его часть.

Начало истории роботов

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»). Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».

Но видимо, одним из первых робототехников в истории человечества можно считать арабского изобретателя Аль-Джазари, жившего в XII веке. Остались свидетельства, что он создал механических музыкантов, которые развлекали публику, играя на арфе, флейте и бубнах. Леонардо да Винчи, живший в XV-XVI веках, оставил после себя чертежи механического рыцаря, способного двигать руками и ногами, открывать забрало своего шлема. Но эти выдающиеся изобретатели вряд ли могли представить, каких вершин достигнут технологии через несколько столетий.

Обучение на Робототехника

Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника». В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы». Высшее образование даёт квалификацию «инженер».

На этом курсе можно получить профессию специалиста по мехатронике и робототехнике за 3 месяца и 10 000 руб.
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Рабочее место

Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики. Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.

Оплата труда

Зарплата на 26.08.2019

Россия 20000—70000 ₽

Важные качества

Профессия робототехник предполагает интерес к точным наукам и инженерному делу, аналитический склад ума, хорошо структурированное мышление в сочетании с богатым воображением.

Знания и навыки

По существу, робототехник - это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем. Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.

Ранняя профориентация: кому и зачем она нужна

История московского школьника Максима Смирнова, который на курсах "ПОЛИЦЕНТ" разработал проект перчатки для сурдоперевода, победил с ним во многих конкурсах, а теперь - в его 17 лет - стал членом команды Intel, - повод задуматься тем родителям, которые думают о перспективах профессионального будущего своего ребенка. Попытка уже сейчас предсказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет, и, исходя из этих данных, заранее помочь своему ребенку с выбором профессии, имеет под собой разумное основание.

Согласно последним исследованиям учёных Оксфордского университета, в ближайшие 10-20 лет ряд популярных нынче профессий или исчезнут, или этой работой займется искусственный интеллект. Роботы заменят нас в таких профессиях, как солдат, врач, риелтор, учитель. Получается, с техникой надо быть на «ты». И дети школьного возраста смело осваивают язык общения с роботами. Эксперты этой сферы дополнительного образования подтверждают: за робототехникой - большое будущее.

Разумеется, техническое творчество менее популярно, чем спорт и искусство (пожалуй, в 6-7 раз), тем не менее Образовательная Робототехника, как значимый предмет из блока технической направленности дополнительного образования, востребовано и актуально, подчеркивает Тимофей Асмолов, научный руководитель Объединения детских центров технического творчества Polycent, кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования 2015.

«Если в начале нулевых в России робототехникой занималось не более 200 школьников (студентов в расчет не берем), то в 2007 году - таких желающих было уже порядка 1000, в 2010 - около 2000 детей. А дальше пошел рост интереса в разы: в 2012 году уже 10 тысяч российских школьников увлеклись робототехникой, в 2013 году их было 25 тысяч, в 2014-м - 50 тысяч. На данный момент предположительно более 60 тысяч детей занимаются робототехникой в том или ином виде, из них около 20 тысяч - в Москве», - такие цифры приводит Тимофей Асмолов.

Желание заниматься изъявляют больше всего дети 8-9 лет, таковых 35 процентов. По 25 процентов приходится на ребят 6-7 лет и 10-11 лет, еще 10 процентов занимающихся робототехникой - школьники 12-13 лет, и еще 5 процентов - это подростки старше 14 лет.

Это учеба или игра?

Тимофей Асмолов считает, что подобные проекты действительно способны пробудить в ребенке тягу к программированию и инженерии, но все же робототехника робототехнике рознь: «Бывает, в торгово-развлекательном центре ребенку дают возможность управлять роботом, нажимая кнопки на пульте - утверждая, что он занимается робототехникой. Или, например, сейчас часто слышны предложения "робототехника для детского сада". Забывая о том, что два обязательных компонента образовательной робототехники - это программирование и конструирование. Конечно, все дети разные, но раньше 5,5 лет ребенок вряд ли сможет самостоятельно заниматься программированием, даже "визуальным". И для детей младшей школы важная роль на занятии отводится психологии. 6-летний ребенок не только должен сконструировать - по заданной схеме - и запрограммировать льва, например, но и рассказать об особенностях своего творения, его навыках, среде обитания и прочее».

Задача хорошего центра (или преподавателя, родителя), считает Тимофей Асмолов, - «создать мотивирующую интерактивную среду, куда надо очень аккуратно "поместить" ребенка». «И если говорить о "подстрекательстве" к программированию и развитию инженерных навыков, то и с 6-летним ребенком достаточно мотивационных инструментов. Поэтому, несмотря на то, что для детей до 10 лет "игры" на занятиях больше, с точки зрения ранней мотивации это очень благодатный возраст».

Заглянем в будущее

Тимофей Асмолов уверен, что робототехника в первую очередь дает навыки - особенно если речь идет о младших школьниках (а это больший сегмент): умение работать в команде, системное мышление, креативность. «Конечно, есть примеры, когда в 9 лет ребенок успешно программирует, но и Моцарт в 4 года начал выступать. Это все же редкость», - полагает Тимофей Асмолов. Но навыки эти, безусловно, полезны. Кто знает, возможно сегодняшний 9-летний ребенок будет работать разработчиком, проектировщиком наборов образовательной робототехники уже через 10 лет. Пока мы можем это только предполагать.

А вот начиная с 10 лет дети могут перейти с модульной робототехники (типа Lego) на творческую. «Разумеется, когда речь идет о том, что ребенок сам проектирует, "травит" плату, выпиливает корпус, работает с элементной базой, создает необходимые детали на 3D-принтере, программирует микроконтроллер - количество развиваемых навыков hardskills и, как следствие, вариантов возможных профессий инженерной направленности существенно возрастает. Ну а если ребенок, занимаясь модульной робототехникой, пишет программы на высокоуровневых языках программирования (работая, например, с конструкторами Bioloid или National instruments), ему будет легко освоить профессию программиста любой направленности», - поясняет Тимофей Асмолов.

Конкурентное преимущество, которое можно дать ребенку уже сейчас

«У нас мног о историй успеха, одна из самых ярких - история Максима Смирнова из Москвы (сейчас ему 17 лет), - рассказывает Тимофей Асмолов, - который в энергетическом лагере Nrj-Camp (один из лагерей проекта Polycent) разработал проект "Перчатка для сурдоперевода", с которым сначала выиграл Всероссийский конкурс "Ученые Будущего", потом занял призовое место на Азиатском конкурсе и в прошлом году представлял Россию на всемирном конкурсе в США. Сейчас Максим является членом команды Intel. Уверен, высокотехнологичное будущее и интересная профессия ему обеспечены».

 

Возможно, будет полезно почитать: