Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди. Сказка Гуси-лебеди
(Русская народная сказка)
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Русские сказки полезны для изучения родного языка, развития яркого воображения у детей и для успокоительного чтения на ночь. С красивыми картинками от признанных народных мастеров повествование становится еще более ярким, увлекательным и запоминающимся.
Черная лаковая миниатюра из села Холуй наглядно демонстрирует, как гуси-разбойники уносят маленького мальчика в логово злой Бабы-Яги. Рукодельницы из Федоскино с высоким уровнем мастерства расписали шкатулки, на которых наглядно изобразили тяжелый крестьянский труд и их скромную холщовую одежду.
Только с оригинальными иллюстрациями и работами художников из деревеньки Мстеры детские книжки становятся по-настоящему интересными и врезаются в память на долгие годы. Герои из детской литературы служат примером для подражания, и с их приключениями в сказке стоит познакомиться поближе:
Простые крестьяне – родители главных героев. Как и положено деревенским жителям, они работали не покладая рук. Целый день с утра до поздней ночи трудились в поле, а по воскресеньям ходили в церковь или ездили на телеге в город за гостинцами.
Сестрица – маленькая девочка 7-8 лет. Веселая и игривая девчушка, которой неохота было смотреть за братцем, но когда случилась беда, и гуси унесли малыша, смело бросилась к нему на выручку.
Братец – мальчик 3-4 лет. Играл на травке и не заметил, как белые лебеди унесли его в логово к злой колдунье.
Помощницы сестрицы – речка , печка и яблонька . Здорово выручили девочку и прятали ее с братцем от охотников-лебедей под своими покровами.
Баба-Яга – лесная ведьма, которая питается человечиной. Задумала она малышей в бане выпарить, в печи зажарить и съесть, только мышка-норушка детей предупредила, и они вовремя сбежали от злобной колдуньи.
Гуси-лебеди – слуги Бабы-Яги. Заколдованные птицы, которые летали по деревням и селам и приносили ведьме на обед маленьких детей.
Смелость и упорство главной героини сказки достойны подражания. Немногое девочки осмелятся на такой поступок и отправятся в лес, чтобы выручить родного брата. Множество диких зверей поджидают малышей в лесу и надо проявить настоящую отвагу, чтобы лицом к лицу встретиться с настоящей колдуньей, хранительницей мира мертвых, самой Бабой-Ягой.
Детворе и их родителям для совместного времяпровождения
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» с красочными рисунками предназначена для детей и для совместного чтения в кругу семьи. Крупный шрифт и легкое повествование помогут изучать буквы, новые слова и развивать хорошую память у маленьких любопытных слушателей.
Сказка рекомендуется для чтения в садиках и школах , а также в качестве исконно русской литературы для изучения национальной истории и русского языка. Легкая сказка отлично подойдет для постановок увлекательных спектаклей в самодеятельных детских театрах.
Каждый ребенок должен знать сказку о злых вороватых гусях, чтобы никогда не оставлять своих младших братьев и сестер на улице без присмотра!
Русские народные сказки
Русская народная сказка про то, как коварные гуси и лебеди похитили маленького братика главной героини, но она не испугалась, отыскала его и вернула в родной дом, укрывшись от погони злобных птиц. Убегая от гусей и лебедей успела подкрепиться пирожками, яблоками, откусила немного от кисельного берега и запила все это из молочной реки. Все закончилось хорошо - братец спасен, сестрица довольна и сыта и не будет наказана, гуси-лебеди остались ни с чем.
eecca5b6365d9607ee5a9d336962c534
Ж
или мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди »
1. «Гуси-лебеди » русская народная сказка – волшебная .
2. Тема : В сказке рассказывается о том , как Гуси - лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев :
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица : Любит своего брата :
Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая : Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга : Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей : - скорей гуси – лебеди , летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения :
Особенности композиции :
o Традиционное начало сказки : Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка заканчивается традиционно : Развязка (побег из избушки и возращение домой) . -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира :
Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .
В сказке используются закон троекратного повторения : три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка : Красочный, эмоциональный, выразительный. Например : Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели ?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы :
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
Публикации по теме:
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект - сценарий русской народной сказки «Гуси - лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: - Развивать навыки.
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект
Распечатать
Жила одна семья: отец, мать, да двое детишек, дочка и сынок маленький.
«Дочка! - говорила мать. - Мы пойдём на работу, принесём тебе гостинцы, будь умна, береги брата, не уходи со двора».
Родители ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась, забыла, что ей приказывали.
Налетели с неба гуси-лебеди, подхватили на крыльях мальчика и унесли.
Пришла его сестрица с улицы, глядь - братца нет! Поискала тут и там - нигде нет!
Звала его и плакала, а сама причитывала, как худо будет от отца и матери, но братец так и не откликнулся! Побежала девочка в поле и вдалеке увидела, как гуси-лебеди и скрылись за тёмным лесом. А про них давно молва ходила, что много эти птицы проказничали и малых детей крали.
Девочка и подумала, что это они и её братца унесли, бросилась за ними в погоню. Бежала, бежала, тут на дороге стоит печка.
- «Печка, печка, скажи мне, куда гуси-лебеди полетели?»
- «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу».
- «О, у моего батюшки пшеничные не едятся, а ты мне ржаные предлагаешь!»
Печь обиделась и не сказала, куда гуси-лебеди полетели.
- «Яблоня, яблоня, скажи мне, куда гуси полетели?»
- «Съешь моего лесного яблока, тогда скажу».
- «О, у моего батюшки и садовые не едятся, а ты мне лесное предлагаешь!»
Яблоня обиделась и не сказала, куда гуси-лебеди полетели.
- «Молочная речка, кисельные берега, скажи мне, куда гуси полетели?»
- «Выпей моего простого киселька с молоком, тогда скажу».
- «О, у моего батюшки и сливочки не едятся, а ты мне простой кисель предлагаешь!»
Речка обиделась и не сказала, куда гуси-лебеди полетели.
И долго бы девочке бегать в поиске, но, к счастью, встретился на дороге ёж; хотела она его толкнуть, но побоялась иголок. Спрашивает девочка:
- «Ёжик, ёжик, не видал ли, куда гуси полетели?»
- «Вот туда-то!» - и указал направление.
Побежала туда - стоит избушка на курьих ножках, в избушке сидит баба-яга, а братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?
Течет молочная речка, кисельные берега.
-«Речка-матушка, спрячь нас!»
- «Выпей моего киселька!» Нечего делать, пришлось выпить, тогда речка посадила её с братцем под бережок, а гуси не заметили детей, мимо пролетели.
Вышла девочка с братом, сказала: «Спасибо!» и опять бежит с малым домой; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда!
Стоит яблоня на пути.
- «Яблоня, яблоня спрячь нас!»
- «Съешь моё лесное яблочко!» Поскорей съела девочка яблочко, и дерево её с братцем заслонило веточками, прикрыла листиками; гуси-лебеди тем временем детей не заметили, пролетели мимо.
Вышли брат с сестрой и опять побежали, а гуси-лебеди увидели их - да за ними в погоню; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут братца-мальца!
К счастью, по дороге встретилась печка.
- «Сударыня печка, спрячь нас!»
- «Съешь моего ржаного пирожка!»
Девчушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устье. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.
А дети прибежали домой, да хорошо ещё, что успели прибежать, а тут и отец и мать вернулись.
Ребенок не заснул?
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» закончилась, если ребенок не уснул, рекомендуем прочитать еще несколько сказок.
Возможно, будет полезно почитать:
- Как зарегистрировать ип не по прописке ;
- Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди ;
- Измерения, ресурсы и реквизиты ;
- Оптимизация структуры себестоимости продукции промышленного предприятия ;
- Проверить задолженность ооо по инн ;
- Я и моя будущая профессия ;
- Экономика и организация коммерческой деятельности Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли ;
- Бажаев Муса Юсупович – гендиректор, глава правления группы компаний «Альянс» Кто утопил «Финпромбанк» ;