Техническое регулирование стран таможенного союза. Цели применения технических регламентов

Через активную деятельность государства в сферах стандартизации и оценки соответствия проявляется его главенствующая и регулирующая роль на потребительских рынках страны. В данном случае под регулированием понимаются действия государства, организующие и определяющие поведение хозяйствующих субъектов на рынках с помощью установленных правил и норм.

На современном этапе активного развития рыночных отношений торговый посредник и производитель, стремящиеся к успешному выходу на рынок, победе в конкурентной борьбе и в поднятии репутации торговой марки, заинтересованы в выполнении:

  • рекомендуемых и обязательных требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции, устанавливаемых в стандартах и техническом законодательстве;
  • подтверждения соответствия качественных характеристик продукции требованиям обязательного (или рекомендательного) характера и системам качества через декларации и сертификаты соответствия.

Перечисленные документы (декларации и сертификаты соответствия, техническое законодательство, стандарты) являются итоговым результатом деятельности, называемой техническим регулированием. Другими словами, техническое регулирование – это свод правил по правовому регулированию в трёх областях защиты качества продукции – стандартизация, техническое законодательство и подтверждение (оценка) соответствия.

В целях создания основ единой политики в сферах стандартизации, технического регулирования и сертификации, отвечающей современным, действующим международным требованиям был принят Федеральный закон о техническом регулировании, на основании которого появились новые правовые нормы, прежде всего технические регламенты, значительно изменяющие повседневную экономическую жизнь РФ. Формирование, таким образом, в стране комплекса ТР направлено, в первую очередь, на использование результатов научной и технической деятельности, а также защиту национальных разработок в интересах отечественной экономики и обеспечения технологической безопасности государства в целом.

Формирование системы техрегулирования в России позволяет достичь следующих задач и целей:

  • снижение экономического и административного давления на изготовителя;
  • создание двухуровневой нормативной документации для чёткости и ясности во взаимоотношениях на рынке;
  • увеличение уровня эффективности защиты существующих потребительских рынков от наличия опасной продукции;
  • расширение возможностей компаний и предприятий в выборе коммерческих решений на основе устранения дублирования процедур и избыточных требований сертификации;
  • отсутствие технических барьеров в торговли;
  • достижение европейского уровня безопасности производства на основе обязательного и добровольного подтверждения соответствия действующим стандартам;
  • всевозможное стимулирование развитие экономики.

Немаловажной целью принятия законодательных норм о техническом регулировании является сопоставление и приведение российских процедур сертификации и стандартизации в полное соответствие с действующими требованиями ВТО.

Основные принципы технического регулирования

Техническое регулирование создаёт основы для решения двух комплексных задач:

  • регулирование внутреннего рынка – выработка механизмов формирования требований к товарам и оценки его соответствия для повышения конкурентоспособности товаров и повышения экономики в целом. При этом государство устанавливает требования безопасности, а потребительские свойства и характеристики формируются рынком. Главной задачей государства в подобном случае является создание равных и благоприятных условий для участников рыночных отношений;
  • создание условий для успешного развития внешней торговли – вызвано проблемами глобализации, которые заключаются в выработке механизмов технического регулирования с учётом гармонизации правил, установленных международным сообществом.

На основании данных задач можно условно выделить несколько основных принципов технического регулирования:

  • соответствие системы техрегулирования уровню развития отечественной экономики. Устанавливаемые в ТР требования должны иметь минимально необходимые для общего достижения целей регулирования;
  • обязательность и единство к выполнению ТР на всей территории России;
  • использование единых правил по установлению требований к выпускаемо продукции;
  • установление в ТР эксплуатационных характеристик;
  • использование национальных стандартов в качестве доказательной базы исполнения требований ТР;
  • формирование механизмов технического регулирования согласно оценке рисков применения продукции;
  • независимость сертификационных органов и органов аккредитации от производителей, потребителей или продавцов;
  • недопустимость совмещения деятельности по сертификации и аккредитации (полномочий сертификационных органов и органов государственного надзора).

На основе принятых соглашений о единых правилах в области технического регулирования странами-участницами ТС также предопределены основные цели и задачи оценки соответствия.

Так, техническое регулирование в Таможенном союзе имеет несколько принципов:

  • проведение согласованной политики в сфере технического регулирования – основано на соглашениях ЕврАзЭС. Не распространяется на использование и установление санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • установление единых ТР ТС – на продукцию и товар, включенных в единый реестр;
  • применение национального законодательства – до вступления в действие техрегламентов ТС;
  • недопущение утверждения обязательных требований в национальном законодательстве по отношению к продукции, не включенной в единый перечень.

Разработка новой законодательной базы на основе перечисленных принципов позволяет достичь оптимальной правовой формы, определяющей государственный контроль над изготовлением товаров и продукции, который предотвращает нанесение вреда здоровью и жизни человека, собственности и окружающей среде.

Интегративное сближение Российской Федерации с государствами, входящими в Таможенный союз (ТС), представляет собой одно из приоритетных направлений внешней политики России. Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан достаточно эффективно осуществляют сближение по ряду стратегических направлений, в первую очередь в экономической сфере, что находит отражение в международно-правовых актах, принимаемых под эгидой . Одним из магистральных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является формирование Таможенного союза с государствами - участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, а также обеспечение полномасштабного функционирования ТС и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
В настоящее время в Таможенный союз входят три государства, однако не исключено расширение его состава и присоединение к нему других государств постсоветского пространства. В связи с этим Н.Б. Слюсарь и И.А. Евдокимова отмечают, что "в настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении Таможенного союза, причем не только за счет стран - участниц ЕврАзЭС: в перспективе не исключено вступление в Таможенный союз государств, не входящих в данную международную организацию. Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня... Так, следующим шагом интеграции вполне может быть создание единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы".

Одной из приоритетных сфер международного сотрудничества в рамках ТС является техническое регулирование .
как один из видов воздействия на социально-экономическое развитие страны направлено на защиту участников правоотношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции, а также третьих лиц от ущерба и причинения вреда. Именно посредством технического регулирования, дополняемого, где это необходимо, экономическим регулированием и мерами антимонопольной политики, может быть восполнено несовершенство рыночного механизма, обусловленное тем, что хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности недостаточно учитывают "побочные эффекты" от ее осуществления.

Многие сферы жизни человека связаны с техническими и технологическими нормами, правилами эксплуатации машин и механизмов, обеспечения безопасности на различных участках деятельности, охраны здоровья и жизни населения. Эти правила особенно значимы в настоящее время: пренебрежение техническими нормами может привести к катастрофическим последствиям, к нанесению ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей природной среде.

Л.К. Терещенко справедливо отмечает, что формирование единого Таможенного союза должно осуществляться исходя из правовой базы, обеспечивающей свободное перемещение безопасных товаров на рынках трех стран. Применительно к сфере технического регулирования формирование единого экономического пространства предполагает установление единых и обязательных требований к продукции, запрет на установление требований к продукции в одностороннем порядке. Но этого недостаточно. Должны быть сформированы единые подходы к оценке соответствия продукции, к аккредитации, проведению контроля. Без решения этих вопросов единство экономического пространства не может быть полноценным. Законодательство государств - участников ТС в сфере технического регулирования имеет серьезные отличия, в частности, касающиеся объектов технического регулирования, принципов установления требований, системы оценки соответствия, терминологии. В связи с этим остается актуальным вопрос о дальнейшем совершенствовании российского законодательства в области технического регулирования. Как справедливо отмечает В. Саламатов, эффективность технического регулирования как системы определяется совокупностью и отлаженностью механизмов работы его инструментов. Неэффективность применения хотя бы одного инструмента резко снижает результативность системы в целом.

В процессе проведения реформ законодательства в сфере технического регулирования в странах постсоветского пространства были выявлены проблемы во всем комплексе экономико-правовых отношений. Так, важными факторами сдерживания развития интеграционных отношений в региональных экономических объединениях, созданных на постсоветском пространстве, являются отсутствие координации в разработке базовых соглашений по гармонизации технических регламентов государств - участников объединений и различная степень применения международных и европейских подходов в системах технического регулирования.

В рамках Таможенного союза действует ряд международных договоров, регламентирующих сферу технического регулирования. Технические регламенты межгосударственных интеграционных объединений являются особого рода международно-правовыми актами, имеющими специфические и характерные черты. В Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. говорится о том, что технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией ТС (ст. 1).
К таким договорам следует отнести: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (от 18 ноября 2010 г.). Кроме того, ряд действующих международных договоров, заключенных под эгидой ЕврАзЭС, имеют важное юридическое значение для технического регулирования в Таможенном союзе. В частности, к ним можно отнести: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (от 24 марта 2005 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (от 25 января 2008 г.).

Технические регламенты ТС разрабатываются и принимаются в целях обеспечения на таможенной территории ТС защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов ТС в иных целях не допускается (п. 2 ст. 4 названного Соглашения).
Таким образом, имеется некоторое несоответствие между целями принятия технических регламентов ТС и технических регламентов ЕврАзЭС. Так, Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. не предусматривает в качестве целей принятия технических регламентов ЕврАзЭС обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Отсюда следует, что, после того как вступит в силу технический регламент ЕврАзЭС, а соответствующий технический регламент ТС прекратит свое действие, возникнут определенные юридические нестыковки, что может затруднить применение технических регламентов.
Технические регламенты ТС обладают особой международно-правовой природой. Данные документы не являются международными договорами, но в их основе также лежит согласование интересов государств, достигнутое путем компромиссов и уступок друг другу. При разработке технических регламентов ТС, равно как и технических регламентов ЕврАзЭС, за основу берутся национальные нормативные правовые акты, в первую очередь технические регламенты, и с учетом мнения всех государств - членов ТС вырабатываются согласованные позиции. После вступления в силу технических регламентов ТС они становятся действующими международно-правовыми актами и должны исполняться органами государственной власти стран - участниц ТС, юридическими и физическими лицами.
Технические регламенты ТС утверждаются Комиссией ТС, тогда как технические регламенты ЕврАзЭС выступают в качестве приложений к международным договорам (ст. 1 названного Соглашения).
Представляется, что такой порядок в рамках Таможенного союза предусмотрен в целях оперативного введения в действие технических регламентов ТС, так как принятие технических регламентов в качестве приложений к международным договорам ЕврАзЭС - процесс довольно длительный. Это обусловлено продолжительными сроками осуществления процедуры ратификации государствами - членами ЕврАзЭС и несинхронностью ее выполнения различными государствами. После вступления такого международного договора в силу (с приложением технического регламента ЕврАзЭС) он становится частью правовой системы Российской Федерации и обладает приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Вместе с тем утверждение технических регламентов Таможенного союза Комиссией ТС имеет свои особенности. Так, решения Комиссии ТС не являются международными договорами и, соответственно, не обладают приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Однако Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусматривает, что она в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон (ст. 7).
Следовательно, выполнение технических регламентов ТС обусловлено, в частности, такими международными правовыми актами, как Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и Договор о Комиссии Таможенного союза.
В связи с этим необходимо отметить, что в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" говорится о технических регламентах как о документах, принятых международным договором Российской Федерации и ратифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это означает, что положения, относящиеся к сфере технического регулирования, формулируются в приложении (или приложениях) к международному договору, а в самом тексте содержится статья, устанавливающая, что приложение к договору является его составной частью и обладает такой же юридической силой, как и сам договор.

Вместе с тем на внутригосударственном уровне в правотворческой и правоприменительной практике необходимо учитывать, что в рамках Таможенного союза технические регламенты утверждаются решениями Комиссии ТС, которые не являются международными договорами, а представляют собой особого рода международно-правовые акты.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предусматривает, что технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС (п. 2 ст. 2).
В соответствии с Таможенным кодексом ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2).
Благодаря норме о прямом действии технических регламентов ТС они применяются непосредственно, что способствует их эффективности, так как нивелируются временные потери на разработку и принятие мер организационно-правового характера. Кроме того, технические регламенты ТС становятся независимыми от национального законодательства, поскольку непринятие или несвоевременное принятие имплементационного законодательства негативно сказывается на выполнении международно-правовых актов.
Необходимо также учитывать особенности взаимодействия технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Так, Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации содержит норму, в соответствии с которой технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент ТС, действие последнего или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС (п. 1 ст. 4).
Характерной чертой технического регулирования в рамках Таможенного союза является наделение Комиссии ТС рядом полномочий и функций в этой сфере. В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Комиссия ТС утверждает:
единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (п. 3 ст. 3);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента ТС (п. 2 ст. 6);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (п. 3 ст. 6);
планы (программы) разработки технических регламентов ТС (ст. 13);
порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов ТС;
порядок разработки и перечни международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, предусмотренных в п. 2 и 3 ст. 6 названного Соглашения;
типовые схемы оценки (подтверждения) соответствия;
единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам ТС, сертификата соответствия техническим регламентам ТС);
изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов ТС;
положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов ТС и порядке его применения (ст. 13);
положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (ст. 13).
Представляется, что наделение Комиссии ТС столь широкими полномочиями обусловлено спецификой самого Таможенного союза как межгосударственного объединения, заметно продвинувшегося по пути международной интеграции и аккумулировавшего значительный объем наднациональных полномочий, переданных государствами с национального уровня.
Решением Комиссии ТС от 8 декабря 2010 г. N 492 утвержден График разработки 47 первоочередных технических регламентов ТС. В частности, "О безопасности низковольтного оборудования"; "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"; "О безопасности упаковки"; "О безопасности железнодорожного подвижного состава"; "О безопасности мяса и мясопродуктов"; "О безопасности рыбы и рыбной продукции"; "О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ"; "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазутам"; "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением"; "О безопасности продукции легкой промышленности"; "О безопасности маломерных судов"; "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе"; "О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке".

Как уже отмечалось, технические регламенты ТС разрабатываются в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Данный Перечень утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. N 526 и включает 61 наименование.
В настоящее время Комиссией ТС утвержден ряд технических регламентов Таможенного союза. Порядок вступления их в силу определяется в решениях Комиссии ТС, которыми они утверждаются. В частности, Технические регламенты ТС "О безопасности игрушек", "О безопасности пиротехнических изделий", "О безопасности упаковки", "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности железнодорожного подвижного состава".

Следует отметить, что Таможенный союз продвинулся по пути принятия технических регламентов значительно дальше ЕврАзЭС, что, на наш взгляд, обусловлено экономическими факторами и заинтересованностью государств - членов ТС в продвижении интеграционных процессов на новый уровень.
Технические регламенты ТС разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденными решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 октября 2006 г. N 321. Такой подход с международно-правовой точки зрения представляется вполне оправданным, так как Межгосударственный совет ЕврАзЭС является высшим органом Таможенного союза (ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).
Согласно указанным Рекомендациям технические регламенты ЕврАзЭС должны иметь следующую структуру: предисловие; область применения; определения; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию; требования безопасности; подтверждение соответствия; маркировка единым знаком обращения продукции на рынке; защитительная оговорка; заключительные положения; приложения.
Несмотря на то что Рекомендации Межгосударственного совета ЕврАзЭС не обладают юридической силой, в отношении структуры технического регламента ЕврАзЭС они охватывают основные содержательные характеристики данного документа и могут быть использованы для разработки проектов технических регламентов ТС, в том числе на базе национальных технических регламентов государств-участников. Отметим, что принятые технические регламенты ТС разработаны согласно указанным Рекомендациям и соответствуют правилам юридической техники.
Важной международно-правовой составляющей технического регулирования в рамках Таможенного союза является взаимодействие с ЕврАзЭС и СНГ. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации регламентирует вопросы, связанные с применением технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, и содержит нормы, не допускающие возникновения коллизий между техническими регламентами данных интеграционных объединений.
Таким образом, в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС создана гармонизированная система технического регулирования, основанная на международно-правовых актах, таких как международные договоры и решения органов интеграционных объединений, в частности Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС.
Что касается государств - участников СНГ, не являющихся членами Таможенного союза, то здесь ситуация в сфере технического регулирования довольно сложная. Так, в настоящее время в рамках СНГ разрабатывается проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ. Данный проект вводит понятие "межгосударственная модель технического регламента" - документ, утвержденный Экономическим советом СНГ и содержащий нормы и требования относительно объектов технического регулирования для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, охраны окружающей среды, энергетической эффективности и ресурсосбережения, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Таким образом, указанный проект основан на концептуально иной идее технического регламента по сравнению с той, которая предусмотрена в документах ЕврАзЭС и Таможенного союза. В рамках СНГ согласно указанному проекту предполагается разрабатывать межгосударственные модели технических регламентов, т.е. не юридически обязательные международно-правовые акты, как это предусмотрено в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, а документы более мягкого характера. В связи с этим, на наш взгляд, система технического регулирования ЕврАзЭС и Таможенного союза является более эффективной и жизнеспособной, так как сфера технического регулирования вряд ли может основываться на документах, которые не обладают качествами международно-правовой обязательности, с не определенной четко природой. Наиболее продуктивно использовать весь спектр международно-правовых инструментов (международные договоры, решения органов межгосударственных интеграционных объединений).
Кроме того, необходимо упомянуть и проект Соглашения об устранении технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, не являющимися государствами - членами ТС. Проект Соглашения разработан в рамках Таможенного союза и направлен на устранение технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, которые не входят в Таможенный союз.
Основополагающей идеей проекта является урегулирование вопросов, связанных с применением технических регламентов ТС государствами - участниками СНГ. Однако вряд ли возможно одним таким проектом разрешить все возникающие в этой сфере вопросы. Необходимо разработать комплекс международных регулятивных мер, а именно участие государств СНГ, не являющихся членами ТС, в международных договорах, регламентирующих сферу технического регулирования. Причем речь идет не только о Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, но и о ряде других международных договоров, в частности о Соглашении об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г., Соглашении о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 г. и др.
С учетом изложенного резюмируем, что в рамках Таможенного союза сформирована обширная международно-правовая база в сфере технического регулирования, включающая различного рода международно-правовые акты - международные договоры и решения органов Таможенного союза, предусмотрены механизмы взаимодействия технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, разрабатываются подходы к устранению технических ограничений во взаимной торговле со странами СНГ, не входящими в состав Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза (далее – ТС) от 11 декабря 2009 года № 27, утвержден:

Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с выдачей единых документов;

Порядок формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, в том числе единых форм сертификата соответствия и декларации о соответствии.

Согласно Соглашению продукция допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий:

Проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр;

Проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;

Сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.

Подтверждение качества и выдача сертификата соответствия ТС происходит на основе единых стандартов и требований Государств-участников ТС. Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка Технических регламентов ТС. Это необходимо, чтобы защитить рынки от некачественного импорта товаров на всей территории ТС и для снижения торговых барьеров. С 1 января 2012 года вводятся общие Технические регламенты ЕврАзЭС, по которым будет осуществляться подтверждение соответствия в рамках ТС. Также к этому времени планируется гармонизировать механизмы надзора и контроля за соблюдением требований ТР.

Таможенный союз – новая форма торгово-экономической интеграции бывших союзных государств: Белоруссии, Казахстана и России.

Формирование Таможенного союза предусматривает создание Единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

При подтверждении соответствия продукции результаты испытаний продукции (протоколы испытаний), полученные в любом государстве ТС, признаются ОС, включенным в Единый реестр, другого государства ТС – страны назначения, при соблюдении следующих условий:

Применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений продукции;

Проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр.

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств-членов ТС.

Срок действия сертификата соответствия, выданного по Единой форме, и декларации о соответствии на продукцию по Единой форме не должны превышать 5 лет.

В качестве одного из документов для оформления декларации о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, могут использоваться сертификаты соответствия, выданные в национальных системах подтверждения соответствия (сертификации) государств-членов ТС органами по подтверждению соответствия, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС.

Испытания для выдачи сертификатов соответствия и оформления деклараций о соответствии по Единой форме осуществляют ИЛ (ИЦ), включенные в Единый реестр.

Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр.

Выданные по Единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими соответствие продукции требованиям национального законодательства государств-членов ТС.

Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого (ых) технического (их) регламента (ов) на этот вид продукции для государств-членов ТС.

Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах-членах ТС.

При реализации на территории государства-члена ТС продукция, включенная в Единый перечень, должна быть маркирована в соответствии с национальным законодательством этого государства.

Технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент ТС, действие технического регламента ТС или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.

В технических регламентах ТС могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с климатическими географическими особенностями государств – членов ТС или технологическими факторами, и действующие только на территории таких государств.

Являются:



Комиссия ТС



¾ Органы ГКиН вправе:

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДОКУМЕНТАМИ СЕРИИ ISO 9000. ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.

Система менеджмента качества в строительстве – это продукт нашего времени. Это современный инструмент обеспечения качественного исполнения строительных работ, исключающий всевозможные риски, угрожающие безопасной эксплуатации построенных объектов.

Строительство традиционно является одной из крупнейших отраслей экономики страны, решающее множество задач государственного характера - рост ВВП, и социального характера – гражданское строительство и ремонт жилья. Поэтому, очень важно, чтобы эта отрасль функционировала эффективно, в том числе, и за счет такого процесса, как внедрение системы менеджмента качества.

Рынок этого сектора экономики всегда был открытой организационно-хозяйственной системой. Для этой системы характерны следующие элементы:

1. Субъекты строительного рынка – то есть исполнители. К ним относятся не только строители, проектировщики, но и инвесторы, изготовители материалов и оборудования.

2. Объекты рыночных отношений – объекты строительства и средства производства – оборудование, материалы, трудовые ресурсы.

3. Инфраструктура рынка строительного комплекса.

4. Рыночный механизм - соотношение спроса и предложения, государственное регулирование деятельности субъектов строительного рынка посредством налогообложения и других механизмов рыночного регулирования.

5. Государственный контроль.

Система менеджмента качества в строительстве или, иначе говоря, СМК позволяет преодолевать негативное действие факторов, которые ограничивают деловую активность строительных организаций в различных сферах проявления.

Система менеджмента качества – это основной компонент системы управления организацией. Она направлена на обеспечение качества и эффективности работы всей организации в целом, за счет обеспечения качества производственных, управленческих и организационных процессов организации. Система менеджментакачества ориентируется, прежде всего, на то, чтобы деятельность организации удовлетворяла требования потребителей. Это, в свою очередь, должно обеспечивать снижение непроизводительных затрат и, в конечном счете, улучшить качество производимой продукции и услуг.

8принципов системы менеджмента качества
1.Организация должна знать своих потребителей, ориентироваться на их потребности и быть готовой подстроиться под их требования
К требованиям потребителей можно отнести: цену и условия поставки, дизайн, безопасность, достоверность информации, гарантийный срок, сроки изготовления и поставки, послепродажное обслуживание, помощь при использовании продукции, и многое другое. Потребители есть внешние и внутренние: 2. Лидерство руководства Руководитель предприятия личным примером должен демонстрировать приверженность качеству. Данная демонстрация может быть реализована в написании долгосрочной политики в области качества. 3. Взаимовыгодные отношения с поставщиками Реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков организации, установления с ними четких и открытых прямых связей обмена информацией, постановки общих целей Система менеджмента качества, соответствующая ISO 9001:2000, должна иметь стимулирующие механизмы по отношению к поставщику. 4. Процессный подход Проектирование системы менеджмента качества, соответствующей ISO 9001:2000, основано на процессном подходе. Входы и выходы процессов определяются и измеряются. Определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их потребности, измеряется их удовлетворённость. Устанавливается взаимодействие всех процессов с функциями организации. Каждый процесс управляется, устанавливаются права, ответственность и полномочия при выполнении этого процесса. При проектировании процесса его ресурсное обеспечение и управляющие воздействия 5. Системный подход Здесь предполагается переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. Отдельно созданная система менеджмента качества может привести к рассогласованию внутри организации и даже быть вредной для бизнеса. Все процессы организации создают систему процессов. 6. Вовлечённость персонала Наиболее существенную часть организации составляют человеческие ресурсы. Персонал компании необходимо мотивировать к качественном труду и к участию в процессе непрерывного улучшения. Э. Деминг «96% проблем обусловлено неправильной системой менеджмента и только 4% ошибками исполнителя» Есть 3 направления мотивации: принуждение мотивация самомотивация 7. Принятие решений, основанных на фактах Незыблемое требование TQM - все принимаемые решения должны основываться только на фактах, а не на интуиции или личном опыте специалиста, принимающего решение. Международный опыт показывает, что от 20 до 90% всех проектов улучшения продукта терпят провал только по 8. Постоянное улучшение Для постоянного улучшения существует 2 метода: Метод прорыва, ведущий к пересмотру существующих процессов или внедрению новых технологий Пошаговое постоянное улучшение, проводимое обычно рабочими группами в пределах существующих процессов

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ОФОРМЛЯЕМЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЕРТИФИКАЦИИ.

Сертификация проводится уже построенной и функционирующей системы качества, в которой реализованы все требования стандарта ГОСТ ISO 9001.

Подготовка к сертификации.

В ходе этого процесса организация определяет и внедряет методы по реализации требований стандарта ГОСТ ISO 9001, т.е. подготовка к сертификации включает в себя все этапы по внедрению системы качества.

Сертификация системы качества является добровольной, поэтому организация сама вправе принимать решение о необходимости такой сертификации, а также о выборе органа по сертификации.

Сертификация системы качества организации проводится в три этапа:

§ Первый этап – анализ документации системы качества организации. На данном этапе орган по сертификации проверяет документацию организации на предмет отражения в ней реализации всех требований стандарта.

§ Второй этап – аудит системы качества организации. На данном этапе аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие и на месте проверяют, во-первых, соответствие документации реальной практике деятельности организации, во-вторых, результативность и эффективность работы системы качества.

§ Третий этап – принятие решения по аудиту и выдача сертификата. На данном этапе орган по сертификации проводит анализ результатов аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата.

После прохождения сертификации, орган по сертификации выдаёт сертификат на систему качества. Срок действия такого сертификата, как правило, составляет 3 года. Сертификат системы качества требует подтверждения в течение всего его срока действия. Для подтверждения действия сертификата орган по сертификации проводит наблюдательные аудиты. Обычно, периодичность таких аудитов составляет один раз в год. Конкретные сроки действия сертификата и периодичность наблюдательных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации в которой аккредитован орган по сертификации.

Внедрение в организацию СМК и её сертификация даёт возможность:

¾ поддерживать качество своей продукции на стабильно высоком уровне;

¾ расширить существующие и найти новые, международные в том числе, рынки сбыта;

¾ удовлетворять на новом уровне требования заказчика;

¾ совершенствовать систему информации и культуру производства.

Перечень документов и сведений для анализа документации системы менеджмента качества:

1. Политика организации в области качества (если она выполнена в виде отдельного документа и не включена в Руководство по качеству);

2. Структурная схема проверяемой организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

3. Руководство по качеству;

4. Документированные процедуры, установленные в ГОСТ ISO 9001:

¾ управление документацией,

¾ управление записями,

¾ внутренние аудиты,

¾ управление несоответствующей продукцией,

¾ корректирующие действия,

¾ предупреждающие действия.

5. Перечень документов СМК;

6. Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов СМК, включая записи;

7. Записи по результатам внутренних аудитов;

8. Сведения об основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих;

9. Перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных).

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование в настоящее время включает:

Многочисленные обязательные требования государственных стандартов (ГОСТов), отраслевых стандартов, санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов), прочих ведомственных документов;

Системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.);

Государственный (административный) контроль и надзор - технологический, санитарно - эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический и пр. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов. Система законодательных нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:

Международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;

Система (свод) общих и специальных технических регламентов;

Методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством Российской Федерации.

Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в систему технического регулирования России входят национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.

Субъектами технического регулирования в Таможенном союзе являются:

Наделенные полномочиями национальные органы по техническому регулированию государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - Органы сторон);

Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет).

Комиссия ТС осуществляет руководство работами по техническому регулированию. Важной функцией Комиссии является рассмотрение проекта ТР ТС и его принятие. Комиссия принимает документы в области технического регулирования - единые перечни продукции (фрагмент Единого перечня показан в приложении 9), перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), унифицированные документы, Положение о порядке ввоза продукции и пр.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

¾ Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);

¾ Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;

¾ Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;

¾ Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

¾ Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования создан единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования. Не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень. Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие: – при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; – разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; – оценке соответствия продукции обязательным требованиям. Закон устанавливает правила в сфере нормирования, стандартизации, сертификации, декларирования соответствия, государственного и других видов контроля на рынке, в производстве, хранении, транспортировании и утилизации продукции. Со времени вступления Закона в силу (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства не имеют права издавать в сфере технического регулирования обязательные к исполнению акты, а могут выпускатьтолько рекомендательные документы. Согласно определению, приведенному в Законе, «технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)». Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей: – безопасность жизни или здоровья граждан; – безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества: – охрана окружающей среды; – охрана жизни или здоровья животных и растений; – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены ТР:

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо.

О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.

С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.

Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

¾ обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;

¾ финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;

¾ перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте, с приложенными к нему документами, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.

Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.

Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.

Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами:

¾ федеральными органами исполнительной власти;

¾ органами исполнительной власти субъектов РФ;

¾ государственными учреждениями, уполномоченными в соответствии с законодательством на проведение государственного контроля и надзора.

¾ Органы ГКиН вправе:

¾ требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

¾ выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

¾ принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

¾ приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

¾ привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им.

Р Е Ш Е Н И Е

О техническом регулировании в таможенном союзе

Комиссия таможенного союза решила:

1. Утвердить:

Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (Приложение № 1);

Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме (Приложение № 2);

Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии (Приложение № 3);

Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза (Приложение № 4);

Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (Приложение № 5);

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень продукции) (Приложение № 6).

2. Поручить уполномоченному органу Российской Федерации совместно с уполномоченными органами Республики Беларусь и Республики Казахстан подготовить к опубликованию Единый перечень продукции, включающий перечень нормативных документов, устанавливающих единые обязательные требования к вышеуказанной продукции из числа межгосударственных и национальных (государственных) стандартов государств-членов таможенного союза.

3. Секретариату Комиссии таможенного союза, уполномоченным органам Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в срок до 30 июня 2010 года опубликовать Единый перечень продукции с учетом пункта 2 настоящего Решения.

4. Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года применять перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, согласно законодательству государств-членов таможенного союза (далее – национальные перечни) и Единый перечень продукции в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Решению.

5. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года обеспечить:

формирование и ведение национальных частей Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Решению;

формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, а также оперативное размещение их на своих официальных сайтах с обеспечением доступа к ним в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Решению;

выдачу изготовленных по Единой форме бланков сертификатов соответствия в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Решению;

организацию работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, оформленных в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Решению.

6. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере таможенного администрирования с 1 июля 2010 года при осуществлении таможенного контроля продукции (товаров), включенных в Единый перечень продукции и национальные перечни, руководствоваться Приложением № 4 к настоящему Решению.

7. Сторонам в срок до 1 октября 2010 года подготовить предложения по унификации с 1 января 2011 года номенклатур продукции национальных перечней, с учетом:

Применения обязательной сертификации только в отношении продукции, обращение которой связано с высоким риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;

Недопущения одновременной обязательной оценки (подтверждения) соответствия готовой продукции и ее составных частей (материалов, комплектующих изделий и узлов).

8. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в срок до 1 октября 2010 года подготовить предложения о включении с 1 января 2011 года парфюмерно-косметической и пищевой продукции в Единый перечень продукции.

9. Установить, что:

В срок до 1 января 2012 года на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты соответствия и оформляются декларации о соответствии по единым формам и/или сертификаты соответствия и декларации о соответствии согласно законодательствам государств-членов таможенного союза;

На продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств – членов таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно законодательству государства – члена таможенного союза, либо сертификаты соответствия по Единой форме;

10. Установить, что маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения.

11. Уполномоченному органу Российской Федерации в срок до 25 июня 2010 года представить уполномоченным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан, согласованный государствами - членами таможенного союза макет бланка сертификата, выдаваемого по единой форме в соответствии с Приложением 3 к настоящему Решению, для дальнейшего его изготовления в государствах-членах таможенного союза.

12. Сторонам:

12.1. совместно с Секретариатом Комиссии таможенного союза в срок до 1 августа 2010 года разработать и внести на рассмотрение Комиссии основные принципы гармонизации законодательств государств – членов таможенного союза в части мер ответственности, применяемых к юридическим и физическим лицам за нарушение требований законодательства государств – членов таможенного союза и законодательства таможенного союза в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) декларирование;

подготовить предложения по внесению до 1 января 2011 года изменений в законодательства государств – членов таможенного союза в соответствии с указанными принципами, одобренными Комиссией;

По переходу с 1 января 2011 года на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в уполномоченные органы в области технического регулирования государств – членов таможенного союза в электронной форме;

- по гармонизации законодательства таможенного союза в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.

13. Сторонам в срок до 25 июня 2010 года представить в Секретариат Комиссии таможенного союза перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Решению с уведомлением двух других Сторон о принятом решении.

14. Просить Стороны рассмотреть проект Порядка разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента таможенного союза и в срок до 10 июля 2010 года представить в Секретариат Комиссии таможенного союза (Приложение №7).

15. Пункт 1 настоящего Решения вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Члены Комиссии таможенного союза:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

А. Кобяков

У. Шукеев

И. Шувалов

 

Возможно, будет полезно почитать: