Василий Дмитриевич Поленов. Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова

Прекрасный документальный фильм о В.Д.Поленове "Рыцарь красоты" был снят режиссером Галиной Самойловой в 2004 году и показан на телеканале "Культура" (на русском языке):

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 в Санкт-Петербурге в семье, где художественная культура играла огромную роль. Его отец, Дмитрий Василевич Поленов (1806-1872), являлся тонким знатоком искусства, а его мать Мария Алексеевна Воейкова (1816-1895) - была талантливой портретисткой школы Брюллова.

Детство будущего художника прошло в Санкт-Петербурге, главном центре российской культуры, а также в юные годы он бывал в Карелии, в Олонецкой губернии.

Следуя семейной традиции, Василий Дмитриевич получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Но мечтая стать художником, он поступил в Академию художеств, где учился с 1863 по 1871 год. По окончании Академии Василий Поленов получил возможность совершить путешествие по Европе и посетил Германию, Италию, Грецию, Францию. Во Франции у него была мастерская на Монмартре, в самом центре парижской художественной жизни того времени, и он путешествовал по Нормандии в поисках вдохновения. В 1871 Поленов был награжден золотой медалью Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира». Став по факту основателем российской школы пейзажистов-реалистов, он участвовал с 1879 года во всех ежегодных выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1926 году получил звание Народного художника РСФСР.

Гуманист-просветитель

В 1860-х годах передовые умы Росси поднялисъ на боръбу с угнетением, выдвигая на первый план необходимость просвещения народа. Их идеи оказали сильное влияние на молодого Василия Поленова и не покидали его в течение всей жизни.

В 1882 году Поленов женился на Наталье Васильевне Якунчиковой, у супругов родилось пятеро детей. Семья переехала в деревню - они начали создавать новое семейное гнездо в Тульской области. Наталья Васильевна активно помогала художнику в реализации его гуманитарных проектов. Вместе они создали две школы - в близлежащих деревнях Бехово и Страхово - и любительский театральный кружок. Василий Дмитриевич считал, что именно занятие творчеством является одним из лучших способов просвещения народа.

Василий Дмитриевич скончался 18 июля 1927 года, оставив после себя богатое творческое и просветительское наследие, которое отражает его представления о мире. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил». Василий Дмитриевич Поленов похоронен в Бехово.


Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.


Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.


Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь.


В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».


С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца - Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца.




В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи - «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.


В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.


О творчестве Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор…


Этапы жизни 1844 (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян Берет уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова Переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии Поступает одновременно на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств – 1876 Пенсионерская командировка Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой () Входит в состав Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III 1903 Исполняет проект церкви для села Бёхово 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики (18 июля) Скончался в Борке. Похоронен на кладбище в Бёхове















Холст » 43.5x30 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюМарфа приняла Его в дом свой (е)


Холст » 29.8x43.3 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюПарфенон. Храм Афины-Парфенос ()




Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.




Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова. Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор. Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в годах. "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы..


После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.


В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж, и написал там, в числе прочего картину «Арест графини дЭтремон». После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально- демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).


Поленов и Театр «Сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства. Тут и поэзия, и музыка, и живопись, и пластика, и хореография, сюда может взойти и архитектура, и все прикладные искусства, тут может быть и мимика, и атлетика и т. д.» В.Д. Поленов


В 1915 году Поленов приобрел участок земли и с помощью друзей, сочувствовавших делу, построил, как он говорил, «театральную лабораторию на всю Россию». В этом доме расположились мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича, который написал около тридцати типовых декораций, а копии с них, сделанные молодыми художниками, давались напрокат всем театральным кружкам.


В.Д. Поленов делает эскизы декораций и костюмов для постановки пьесы «Анна Бретонская».Поленов очень любил рассказанную французской писательницей Е. Фоа историю 13- летней герцогини Анны Бретонской (1477–1514), впоследствии французской королевы, которая в костюме крестьянки ходила по деревням и узнавала о нуждах бедноты. В начале 1900-х годов Поленов перевел рассказ Евгении Фоа и написал пьесу, а позднее – детскую оперу, так же он сочинил к ней музыку


Одним из великих достижений Поленова в музыке является опера «Призраки Эллады» Впервые была поставлена в 1894 году в Москве в зале Благородного собрания для съезда художников в виде живой картины под названием «Афродита» на фоне превосходной декорации В.Д. Поленова: греческий храм, за ним море и цепь покрытых снегом гор, в центре – статуя Венеры Милосской.


Для постановки (г.) трагедии А.Н. Майкова «Два мира» Василий Дмитриевич создал эскизы декораций и сыграл здесь роль римского патриция Деция, а также написал одноименную ораторию «Два мира».





Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». И он сдержал слово. После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для этого даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.




Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий. Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми. Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя. Генрих Семирадский




Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого», писал о знаменитом живописце Николай Гоголь. Александр Иванов автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.



Николай Ге Картина Ге «Тайная вечеря» потрясла Россию, как когда-то «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки», а члены Академии Художеств, напротив, долго не могли определиться в суждениях. В «Тайной вечере» Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек «без лица». Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова


Н. И. Ге. «Тайная вечеря»


Илья Репин Считается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. «Я почти ничего не писал там некогда, хотелось больше видеть… Написал образ русскую церковь голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия».


Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым в районы Бахчисарая и Чуфут-Кале так похожие на палестинские пустыни.
Марк Шагал Автор знаменитого «Библейского послания» Марк Шагал с детства любил Библию, считая ее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано начал постигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.



 

Возможно, будет полезно почитать: