Увольнение с сохраненного рабочего места. Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)

В нашей стране воинская повинность появилась много столетий назад. Еще в Московском государстве существовало хорошо организованное войско, службу в котором несли только дворяне. Полноценная регулярная армия появилась при Петре I на основе рекрутского призыва, под который подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия. В свою очередь, Александр II ввел всеобщую личную повинность для мужского населения страны. В настоящее время призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. При этом с 1 октября началась очередная осенняя призывная кампания новобранцев. В статье мы рассмотрим обязанности работодателя по отношению к работникам-призывникам.

Кого могут призвать

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ). Порядок призыва прописан в Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее — Положение о призыве), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663. Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (далее — Инструкция).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ). Исключение сделано для следующих лиц (ст. ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ):

— освобожденных от исполнения воинской обязанности (по состоянию здоровья, родственников погибших военнослужащих и т. д.);

— имеющих отсрочку (по состоянию здоровья; пап-одиночек, имеющих двух и более детей; опекунов несовершеннолетних братьев/сестер; имеющих ребенка и беременную жену, срок беременности которой не менее 26 недель, и т. д.);

— не подлежащих призыву (имеющих неснятую судимость, в отношении которых ведется дознание, и т. д.).

Сроки призыва

Призыв на военную службу осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона N 53-ФЗ).

Таблица 1. Сроки призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе

Порядок призыва

Призыв на военную службу включает в себя (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку для отправки к месту прохождения военной службы.

На все мероприятия, связанные с призывом, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона N 53-ФЗ).

Аналогичный порядок действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу. Это следует из п. п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее — Закон N 113-ФЗ).

К сведению. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если (ст. 2 Закона N 113-ФЗ):

— несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

— он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 Положения). Замена военной службы альтернативной осуществляется на основании заявления, которое подается в военный комиссариат (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ). Не особая популярность альтернативной службы связана с ее сроками, которые в 1,5 — 1,75 раза превышают период военной службы по призыву (ст. 5 Закона N 113-ФЗ).

Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу. Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. В повестке указывается причина вызова (Приложение N 30 к Инструкции):

— для уточнения документов воинского учета;

— для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;

— для прохождения призывной комиссии;

— для отправки к месту прохождения военной службы;

— для направления на альтернативную гражданскую службу.

Как правило, повестка вручается призывнику не позднее чем за три дня до указанного в ней срока (п. 34 Инструкции).

Оплачиваем отсутствие сотрудника на работе

На время участия работника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (постановка на воинский учет, прохождение медкомиссии, явка на заседание призывной комиссии) работодатель должен освободить его от исполнения трудовых обязанностей. За указанными сотрудниками сохраняется место работы и выплачивается средний заработок (ст. 170 ТК РФ и п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в ст. 139 ТК РФ и в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

К сведению. В налоговом учете суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинской обязанности:

— учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);

— облагаются НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);

— облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ; Письмо ФСС РФ от 13.04.2011 N 14-03-11/08-3338);

— облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ; Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Если компания использует унифицированные формы, то время участия работника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности отражают в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»; далее — Постановление N 1).

К сведению. При призыве на службу военкоматы направляют граждан на медицинское обследование (п. 1 ст. 5 Закона N 53-ФЗ). С 2014 г. обследование и освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу производятся в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.

Возмещаем расходы

Средний заработок, выплачиваемый за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности (с учетом начислений в фонды), расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы подлежат возмещению из бюджета. Это следует из п. 2 ст. 5 Закона N 53-ФЗ и пп. 5 п. 2 и п. 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила компенсации расходов).

Судебная практика. Суды пояснили, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности работающим гражданам работодатели выплачивают средний заработок, на который начисляются страховые взносы.

В дальнейшем военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные как с выплатой среднего заработка, так и с уплатой страховых взносов. Данный вывод содержится в следующих Постановлениях: ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу N А26-493/2012 (Определение ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-17305/12), ФАС Уральского округа от 05.09.2013 N Ф09-8466/13, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012 (Определение ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13062/12), ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2013 по делу N А46-29291/2012.

Для выплаты компенсации в военный комиссариат следует представить (п. 5 Правил компенсации расходов):

— письмо с указанием возмещаемых расходов и банковских реквизитов организации (на официальном бланке ставятся подпись руководителя (заместителя руководителя) и печать компании);

— копии документов о фактически произведенных расходах.

Образец письма см. в примере 1.

К сведению. В случае компенсации расходов работодателя из бюджета полученные средства отражают во внереализационных доходах (Письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170).

Порядок увольнения призывников

Основанием для увольнения сотрудника является повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы либо о направлении на альтернативную гражданскую службу (п. 16 Положения о призыве, п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ, Приложение N 30 к Инструкции).

К сведению. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанные в повестке время и место и получить под личную подпись предписание для убытия к месту прохождения службы (п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ).

В данном случае днем прекращения трудового договора является последний день работы сотрудника-призывника (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Работодатель издает приказ о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу либо в связи с направлением работника на альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ)..

Приказ подписывает руководитель компании (или иное уполномоченное лицо), затем сотрудника знакомят с ним под подпись.

В трудовую книжку вносят одну из следующих записей (п. 1 ч. 1 ст. 83 и п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ):

1) «Трудовой договор прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» — при призыве на военную службу;

2) «Трудовой договор прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с направлением работника на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» — при направлении на альтернативную гражданскую службу.

Образец заполнения трудовой книжки о прекращении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу.

СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ТК N 8604301

N записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
Число Месяц Год
1 2 3 4
7 12 11 2014 Трудовой договор прекращен Приказ
По обстоятельствам, не От 11.11.2014
Зависящим от воли сторон, в N 48-к
Связи с призывом работника
На военную службу, пункт 1
Части первой статьи 83
Трудового кодекса
Российской Федерации
Специалист по кадрам
Маркина Е. А. Маркина
Печать ООО «Сальдо»
Подпись

При получении трудовой книжки работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Это следует из п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.

В день увольнения работнику выплачиваются следующие суммы (ст. 140 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ):

1) заработная плата за фактически отработанное время;

2) компенсация за все неиспользованные отпуска;

3) выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Порядок налогообложения указанных выплат отражен в таблице.

Порядок налогообложения выплат при увольнении призывников

К сведению. До сих пор актуальны Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (далее — Правила). Напомним, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, получают полную компенсацию. Также полная компенсация полагается сотрудникам, проработавшим от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие поступления на действительную военную службу (п. 28 Правил).

Ответственность

Если работодатель не обеспечил гражданам возможность своевременной явки в военкомат, то руководитель организации или иное должностное лицо будут оштрафованы в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Для работника неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Уклонение от службы в армии — уголовно наказуемое деяние.

Так, уклонение от призыва на военную службу наказывается (ч. 1 ст. 328 УК РФ):

— штрафом до 200 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев;

— либо принудительными работами на срок до двух лет;

— либо арестом на срок до шести месяцев;

— либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы наказывается (ч. 2 ст. 328 УК РФ):

— штрафом до 18 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до шести месяцев;

— либо обязательными работами на срок до 480 часов;

— либо арестом на срок до шести месяцев.

Социальные гарантии гражданам, прошедшим военную службу

Сотрудникам отдела кадров следует помнить, что период прохождения военной службы по призыву включается:

1) в страховой стаж для пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);

2) в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») из расчета один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; далее — Закон N 76-ФЗ);

3) в страховой стаж для пенсий (засчитывается, если периоду прохождения службы предшествовали или за ними следовали периоды работы либо иной деятельности) (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Гражданам, уволенным с военной службы, устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение (п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ):

— предоставление службами занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва;

— преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата;

— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 N 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством» (не менее 500 руб.).

Время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности (п. 2 ст. 19 Закона N 113-ФЗ). При этом в течение трех месяцев после увольнения гражданина со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (п. 4 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).

За гражданами, призванными на военную либо альтернативную службу в период обучения, при увольнении со службы сохраняется право на продолжение образования в образовательных организациях, в которых они обучались до призыва (п. 5 ст. 19 Закона N 76-ФЗ и п. 5 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).

Увольнение в связи с призывом в армию оформляется особым способом. В нашей статье описывается порядок увольнения по данному основанию, а также рассказывается, какие условия необходимо соблюсти при возникновении некоторых ситуаций.

Когда ожидать призыва

Призыву для службы в армии подлежат молодые мужчины от 18 до 27 лет, которые не находятся в запасе и числятся на воинском учете (ст. 22 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Не призываются на службу:

  • лица, не подлежащие призыву, освобожденные как от воинской службы, так и от призыва, в т. ч. прошедшие альтернативную гражданскую службу (ст. 23 закона № 53-ФЗ);
  • получившие отсрочку от призыва (ст. 24 закона № 53-ФЗ).

Работодатель узнает, может ли сотрудник быть призван в армию, изучив его военный билет. Юрлица (на ИП эта обязанность не распространяется) обязаны вести воинский учет (подп. 6 п. 1 ст. 8 закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ). За непредставление сведений о военнообязанных в военный комиссариат на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

О правилах ведения воинского учета читайте в статье «Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2019» .

Военнообязанных призывают весной и осенью — с апреля по середину июля и с октября по декабрь (ст. 25 закона № 53-ФЗ). Для ряда военнообязанных действуют немного другие сроки призыва. Так, педагоги призываются с мая до середины июля, а сельскохозяйственные работники — с середины октября до конца декабря.

Кадровые работники предприятий должны быть готовы к тому, что сотрудника призывного возраста в указанные периоды могут призвать в армию.

Общий порядок увольнения из-за ухода в армию

Для оформления увольнения в связи с призывом в армию издается приказ, в котором делается ссылка на п. 1 ст. 83 ТК РФ . Основанием для издания приказа является повестка призывнику с требованием явиться к месту сбора (прохождения воинской службы).

ВАЖНО! Есть несколько разновидностей повесток, присылаемых военкоматом. Например, с вызовом для прохождения медицинской комиссии. При ее получении увольнять сотрудника не требуется.

Кадровику важно внимательно изучить содержание повестки, ведь визуально они одинаковы, т. к. оформляются на спецбланке, утвержденном приложением 30 к приказу Минобороны от 02.10.2007 № 400.

Призывнику нет необходимости писать заявление на увольнение в связи с отправкой в армию, поскольку отказать ему работодатель не вправе. Однако некоторые работодатели предпочитают, чтобы призывник писал заявление с указанием даты увольнения.

Дело в том, что срок увольнения из-за службы в армии никаким нормативным актом не регламентирован. Важно, чтобы призывник успел к месту сбора, указанному в повестке, поэтому крайним сроком увольнения является дата, предшествующая сборам. При этом работодатель не вправе требовать от призванного в армию сотрудника 2-недельной отработки. В то же время увольнять в день предъявления повестки работодатель не имеет оснований, если на то нет доброй воли сотрудника.

Для урегулирования таких ситуаций на предприятии обычно утверждаются локальные нормативные акты, касающиеся воинского учета.

После получения заявления от работника и/или повестки работодатель издает приказ об увольнении. Сотрудника необходимо ознакомить с данным приказом под роспись, а затем завершить оформление увольнения (выдачу трудовой книжки, внесение записи в личную карточку) и выплатить расчет. Все это следует сделать в последний рабочий день.

ВАЖНО! Не стоит путать увольнение из-за призыва в армию, которое проводится согласно п. 1 ст. 83 ТК РФ, со службой по контракту. Во 2-м случае увольнение производится по инициативе работника либо по соглашению сторон, поскольку контрактная служба приравнивается к трудоустройству у другого работодателя.

Если призывник не вышел на работу

Бывают ситуации, когда сотрудник призывного возраста не является на работу. Возможно, потому, что не успел уведомить работодателя о получении повестки (поздно ее получил), или по иным причинам.

В этой ситуации следует поступить так:

  • Отмечать в табеле каждый день неявки сотрудника на работу по неизвестным обстоятельствам.
  • Если есть предположение, что сотрудника забрали в армию, направить запрос в военкомат, территориально прикрепленный к месту проживания работника.
  • Когда из военкомата придет подтверждение, что сотрудник призван в армию, уволить его со ссылкой на п. 1 ст. 83 ТК РФ. Дата принятия приказа — это дата получения ответа из военкомата, а датой увольнения будет последний рабочий день сотрудника.
  • Если же военный комиссариат не подтвердит призыв на службу, сотрудника можно будет уволить из-за прогулов.

О правилах оформления прогулов читайте в материале «Как правильно оформить прогул работнику по ТК РФ?» .

При таком заочном увольнении работодателю сложно отдать трудовую книжку призванному в армию сотруднику, не получится и ознакомить его с приказом об увольнении. В этом случае в приказе делается отметка, что ознакомить с ним сотрудника невозможно. Невостребованная книжка может храниться в архиве предприятия до 75 лет, поэтому можно выдать ее работнику в день обращения.

Либо можно по заявлению сотрудника отправить трудовую книжку по месту его прописки или адресу прохождения службы. Книжку также может получить кто-то из родственников сотрудника по доверенности.

Как рассчитаться с сотрудником

Расчет с увольняемым из-за призыва в армию сотрудником надлежит произвести в последний рабочий день перед увольнением. Вместе с остатком заработной платы выплачивается:

  • компенсация за ежегодный оплачиваемый отпуск, который еще не был использован;
  • выходное пособие в сумме 2-недельного заработка, который рассчитывается исходя из средней за последний год зарплаты.

Подробная информация о порядке расчета компенсации отпускных содержится в статьях:

  • «Расчет компенсации за неиспользованный отпуск по ТК РФ» ;
  • «Как рассчитать количество дней отпуска при увольнении?» .

Если не получается вручить сотруднику денежный расчет, всю причитающуюся сумму оплаты переводят на депонент и не выплачивают до момента:

  • явки сотрудника лично или его уполномоченного лица с доверенностью;
  • получения уведомления, заверенного командованием воинской части, о порядке произведения расчета, например отправке денег по месту службы.

Либо осуществляют перевод средств сразу на зарплатную карточку, если на предприятии принята такая система перечисления заработка.

ВАЖНО! Работодатель не может требовать от сотрудника возврата средств за использованный авансом отпуск перед увольнением в связи со службой в армии.

Документооборот с военкоматом

После увольнения сотрудника по основанию, указанному в п. 1 ст. 83 ТК РФ, работодатель должен в 2-недельный срок уведомить об этом факте военкомат.

Работодатель направляет в военный комиссариат запрос о подтверждении службы в армии сотрудника, который перестал выходить на работу. В свою очередь, военкомат присылает ответ.

Если повестка пришла работодателю

В настоящее время довольно распространена практика отсылки повесток не по адресу прописки призывника, а по его месту работы. Получив по почте повестку, кадровик предприятия сначала проверяет ее на соответствие требованиям, изложенным в приказе № 400.

Так, повестка должна быть оформлена на специальном бланке. На ней должна стоять подпись начальника призывной комиссии и печать военного комиссариата. Если документ будет выписан не по форме, работодатель может безнаказанно его игнорировать. Также можно не реагировать на повестку, если она была передана почтовой службой уже после наступления окончательного срока для сбора призывников.

В иных ситуациях повестка должна быть вручена призванному в армию сотруднику под подпись. Нельзя вручать заранее полученную повестку в срок менее 3 дней до явки на сборы (п. 34 приказа № 400).

Если повестка не была вручена сотруднику работодателем без каких-либо объективных причин, ответственному за ведение воинского учета в компании специалисту (это может быть и сам руководитель) грозит административный штраф в размере 500-1000 руб. (ст. 21. 2 КоАП РФ).

Нужно ли сохранять за призывником рабочее место

Юрлица коммерческой направленности не обязаны оставлять за призванным в армию сотрудником его рабочее место. Рабочее место сохраняется за призывником только в госучреждениях, куда он может вернуться в 3-месячный срок после прохождения службы в армии (п. 5 ст. 23 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

О том, как служба в армии учитывается в стаже, читайте в статье «Входит ли служба в армии в трудовой стаж (нюансы)?» .

Итоги

Сотрудника призывного возраста в случае его призыва на службу в армию увольняют по п. 1 ст. 83 ТК РФ. Увольнение производится на основании предъявленной работодателю повестки (в ряде случаев повестку получает работодатель и вручает ее сотруднику). Сотруднику необязательно писать заявление об увольнении, но это практикуется работодателями для согласования точной даты увольнения.

Нормативными актами не утверждена какая-то конкретная дата для увольнения, но оно должно произойти не позднее чем за день до даты прибытия призывника к месту сбора, указанной в повестке. Приказ об увольнении издается в последний рабочий день сотрудника, тогда же ему выдается на руки трудовая книжка и производится полный расчет.

Если сотрудник не успевает известить работодателя об отбытии к месту службы, работодатель самостоятельно запрашивает подтверждение этого в военкомате и при получении положительного ответа издает приказ об увольнении. Датой увольнения в этом случае будет последний день, когда сотрудник выходил на работу. Расчетные денежные средства и трудовая книжка могут храниться работодателем до момента обращения за ними сотрудника либо быть отправлены почтой по указанному сотрудником адресу.

1 апреля 2014 года в России началась весенняя призывная кампания, которая продлится до 15 июля 2014 года. В ближайшие три с половиной месяца, согласно планам Генштаба, на военную службу отправятся 154 тысячи молодых россиян. Если вам уже исполнилось 18 лет, но вы еще не достигли 27, то рано или поздно вы получите приглашение, от которого невозможно отказаться, а именно – посетить военный комиссариат. Дважды в год Родина призывает молодых людей призывного возраста отдать ей воинский долг.

Практически в каждой организации трудятся молодые люди призывного возраста. Поэтому работодатели должны быть в курсе, что им делать в случае призыва работника на военную службу . Обязаны ли они уволить работника? Или должны сохранить за работником место работы (должность)? Какие документы при этом необходимо оформить?

Призыв на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Об этом говорится в пп. «а» п. 1, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 25 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря — на основании указов Президента РФ.

В виде исключения иные сроки призыва устанавливаются для граждан:

— проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или в отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;

— проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах, — с 15 октября по 31 декабря;

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ст. 26 Закона N 53-ФЗ).

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (форма утверждена Приказом Минобороны России от 02.10.2007 N 400).

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).

Компенсация расходов

Согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, а также на время исполнения ими обязанностей, связанных с призывом или добровольным поступлением на военную службу, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Также им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, командировочные расходы.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Как уволить призывника

В силу п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с призывом работника на военную службу трудовой договор прекращается. Основанием прекращения является представленная работником повестка о призыве на военную службу.

Следует отметить, что заявление об увольнении работник писать не должен, так как прекращение трудового договора производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Поскольку трудовое законодательство не содержит указаний о сроке прекращения трудового договора по основаниям, связанным с призывом работника на военную службу , представляется, что это должно произойти не позднее даты явки, указанной в повестке. При этом днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним согласно ТК РФ или иному федеральному закону сохранялось место работы (должность) (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Оформляется приказом (распоряжением) работодателя по унифицированной форме N Т-8, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление N 1).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ (выплатить заработную плату за фактически отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие выплаты). Кроме того, согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ работнику в связи с призывом на военную службу должно быть выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В случае когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Оформление документов

Как было сказано выше, работник может быть направлен для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В дни его отсутствия по указанной причине в табеле учета рабочего времени проставляется буквенный код «Г» либо цифровой код «23» — «Невыход на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству» (Постановление N 1).

После того как в отношении работника было принято решение о призыве на военную службу и ему была вручена повестка с указанием даты прибытия в военный комиссариат, работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении (форма N Т-8).

Далее на основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) делается запись в личной карточке (форма N Т-2 или N Т-2ГС(МС)), лицевом счете (форма N Т-54 или N Т-54а), трудовой книжке, производится расчет выплат увольняемому работнику в записке-расчете по форме N Т-61, утв. Постановлением N 1.

Об увольнении работника вносится в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее — Инструкция).

В трудовой книжке работника производится следующая запись:

— в графе 1 ставится порядковый номер записи;

— в графе 2 указывается дата увольнения;

— в графе 3 делается запись: «Уволен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» или «Трудовой договор прекращен в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 5.4 Инструкции);

— в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) работодателя об увольнении (п. 5.1 Инструкции).

Трудоустройство бывших военнослужащих

Призыв работника на военную службу является одним из оснований прекращения с ним трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. С момента увольнения трудовые отношения между работником и работодателем прекращаются, следовательно, место работы (должность) за уволенным работником не сохраняется.

Что касается трудоустройства бывших военнослужащих, то трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателей предоставлять работу сотруднику, вернувшемуся после увольнения с военной службы.

Однако следует учитывать, что за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Вместе с тем организации иных форм собственности в локальном нормативном акте, коллективном договоре могут установить преимущественное право бывших работников на трудоустройство после увольнения с военной службы.

Как в армию сходить и место не потерять (Захаров Н.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

В настоящее время государство стремится вывести российскую армию на новый уровень развития. Реализация этой задачи невозможна без повышения уровня социальной поддержки военнослужащих и всесторонней защиты их прав и интересов. Одним из направлений такой защиты должно стать принятие норм, регулирующих трудовые права бывших военнослужащих по призыву.

Социальная политика

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством и ставит одной из приоритетных его задач обеспечение достойного уровня жизни человека. Для этого требуется создание необходимых условий и возможностей для свободного развития личности, сглаживание социальных противоречий, справедливое перераспределение национального дохода.
Государство проводит социальные программы, устанавливает различного рода социальные платежи и льготы, предоставляет социальную помощь и обеспечение тем категориям населения, которые нуждаются в особой заботе со стороны общества и государства.
Целый ряд нормативно-правовых актов непосредственно посвящен регулированию предоставления социальных гарантий и реализации социальной политики государства, например Федеральные законы "О социальной защите населения", "О социальной защите инвалидов", "О социальных гарантиях сотрудникам полиции", "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей" и т.д., а также нормативно-правовые акты регионального характера.
Помимо этого, нормы, посвященные социальным гарантиям и социальному обеспечению, содержатся в ТК РФ, в основном в разделе 12 "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".

Государственная поддержка военнослужащих

Военнослужащие - одна из тех категорий граждан, которые находятся под усиленной социальной опекой со стороны государства. Специфика деятельности военнослужащих, особая важность их службы для страны и граждан в целом, высокая ответственность и возможное выполнение задач с риском для жизни обязывают государство всесторонне и надлежащим образом обеспечить жизнедеятельность этой категории населения и защиту их прав. Приняты Федеральные законы, посвященные социальной защите военнослужащих: "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях", "О статусе военнослужащих", "О накопительно-ипотечной системе жилищного обслуживания военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" и др.
Кроме того, множество иных нормативно-правовых актов содержат нормы, касающиеся социальных прав военнослужащих.
Необходимо добавить, что социальная поддержка военнослужащих осуществляется после увольнения лиц, проходящих военную службу, в запас. Данные нормы позволяют повысить престиж воинской службы и обеспечить военнослужащим уверенность в будущем. Но в первую очередь это касается офицерского состава.
Учитывая низкий уровень общественного мнения относительно службы в армии и нежелание лиц призывного возраста идти служить, государству следует защищать права лиц, призывающихся на военную службу.

Трудовые права призывников

В целях защиты прав лиц, призывающихся на военную службу, необходимо отменить норму, содержащуюся в п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в соответствии с которой лицо, призванное на военную службу, подлежит увольнению с работы вне зависимости от воли сторон, и одновременно ввести норму, обязывающую работодателя сохранять за призывником его рабочее место на все время прохождения им службы.
Также считаем целесообразным обеспечить бывших военнослужащих по призыву такой формой социальной поддержки, как приоритет перед иными лицами при поступлении на службу в государственные и муниципальные органы сразу после прохождения срочной службы.
За время службы военнослужащий может утратить определенное количество связей, как личных, так и профессиональных. Возвращаясь со службы, срочник попадает в изменившийся мир, к которому ему бывает трудно адаптироваться. Если бывший военнослужащий занимался до призыва профессиональной деятельностью, то, вернувшись домой после службы, он оказывается и без работы, и с изрядно понизившимися за время службы трудовыми навыками, и, если он планирует заняться трудовой деятельностью сразу после демобилизации, ему также проблематично трудоустроиться ввиду отсутствия опыта работы.
Помощь бывшему военнослужащему по возвращении со службы, особенно в сфере его трудоустройства, - важная государственная и общественная задача. По сути, существующей нормой п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и отсутствием в Федеральном законе "О занятости населения в Российской Федерации" нормы, предоставляющей бывшему военнослужащему льготы при поступлении на работу после прохождения службы, законодатель отказывает призывникам и лицам, проходящим службу по призыву, в защите их социальных прав после завершения ими службы, чего быть не должно, особенно в свете стремления государства к повышению престижа военной службы и воспитанию положительного отношения к армии со стороны общества и допризывной молодежи. Введение нормы о сохранении рабочего места за лицом, призванным на срочную службу, позволит призывникам, начавшим трудовую деятельность до призыва, максимально быстро и безболезненно влиться в ритм той жизни, к которой они привыкли до призыва в армию.
Как известно, уже имеется норма о сохранении рабочего места в отношении женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Степень предоставляемой социальной защиты обусловлена важнейшей ролью матери для общества и необходимостью всесторонней поддержки семьи и материнства со стороны государства. Полагаем, что роль военнослужащих для государства и общества также является чрезвычайно важной, поэтому распространение нормы о сохранении рабочего места за призывниками на время службы и введение льгот при поступлении на службу лиц, прошедших военную службу, будут являться разумными мерами, подтверждающими высокий социальный статус военнослужащих и стремление государства как можно более полноценно защитить их права и интересы.

Судебная практика

Рассмотрение споров, связанных с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в практике судов общей юрисдикции не обнаруживается. Это естественно, ведь указанная норма носит предельно понятный и однозначный характер, является "неспороемкой".
Что же касается практики КС РФ по данному вопросу, то обращений непосредственно с вопросом о конституционности п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не было. Однако имели место обращения в КС РФ по поводу конституционности иных пунктов первой части указанной статьи.
Так, 15 июля 2010 года КС РФ рассматривал жалобу о нарушении конституционных прав п. 5 (прекращение трудового договора вследствие признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности), а 29 сентября 2011 года - жалобу о нарушении конституционных прав п. 11 (прекращение трудового договора вследствие отмены решения инспекции или суда о восстановлении работника на работе).
В обоих случаях КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что данные нормы по своей сути не могут нарушать конституционные права заявителей. Из этого можно сделать вывод, что и иные обращения, касающиеся различных пунктов ч. 1 ст. 83 ТК РФ, ожидает аналогичная правовая судьба, поскольку КС РФ рассматривает данные нормы как технические, то есть те, которые регулируют последствия наступления определенных событий, не зависящих от воли человека. Это, однако, не означает соответствия п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ стремлению государства к укреплению социальных гарантий в обществе и в сфере социальной защиты военнослужащих.

Что можно изменить?

Предлагаем внести следующие изменения в нормативно-правовое регулирование вопроса защиты трудовых прав лиц, призванных или прошедших срочную службу:
- признать утратившим силу п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ("Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам... 1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу");
- признать утратившим силу п. 2 ч. 3 ст. 178 ТК РФ ("Выходное пособие... выплачивается... в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу");
- дополнить главу 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" статьей 350.1 "Особенности регулирования труда лиц, призываемых на срочную военную службу";
- в ст. 350.1 предусмотреть обязанность работодателя сохранять рабочее место за работником, призванным на срочную военную службу, на все время прохождения данным гражданином срочной военной службы;
- дополнить ст. 13 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" частью 5, в которой установить преимущества для призывников, ранее не работавших, при приеме на работу на государственные или муниципальные предприятия после прохождения службы.
Реализация вышеуказанных положений позволит в полной мере защитить права лиц, занимающихся трудовой деятельностью и призывающихся на военную службу, а также лиц, желающих получить работу после прохождения срочной службы; укрепит престиж военной службы и послужит одной из ступенек к росту авторитета армии и военной службы в целом.

 

Возможно, будет полезно почитать: