Виды и состав процессов управления. Какую последовательность действий закономерно предполагает процесс управления? Этапы процесса управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.

План

1. Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства

2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению

3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения

4. Классификация управленческих решений

5. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческого решения

Литература

1. Процесс управления: понятие , содержание, основные свойства

Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени. Под процессом понимается любое действие, которое предпринимает менеджмент для достижения целей организации.

Управление - комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.

Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.

Процесс управления - совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.

Обязательными компонентами процесса управления являются:

1. Объект управления, определяющий содержание решаемых в процессе управления функциональных задач.

2. Субъект управления - лицо, принимающее решение. ЛПР может быть индивидуальным и групповым.

4. Организация процесса.

5. Технология процесса.

Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления)

Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени - стадии, процедуры и операции.

Этап процесса управления - это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата.

Выделяют 4 этапа процесса управления:

1. Постановка цели.

Цель - идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств.

Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.

2. Оценка ситуации

Ситуация - текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели.

Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.

3. Определение проблемы.

Проблема - основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью.

Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.

4. Управленческое решение.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

Решения - это организационная реакция на возникающую проблему. Решения - продукт управленческого труда, а его принятие - процесс.

Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Группиовка действий во времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.

Стадии процесса управления:

v Целеполагание

v Информационная работа

v Аналитическая работа

v Выбор варианта решения

v Организационно-практическая работа.

Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:

Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.

Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы.

Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.

Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.

Свойства (характеристики) процесса управления:

Особенности процесса управления как специфического вида деятельности находят отражение в следующих свойствах:

1. Непрерывность

Это свойство отражает связь и единство производства и управления.

Ритмичная и эффективная производственная деятельность вне управления невозможна.

Устойчивый, постоянный характер управленческих действий, направленных на достижение целей организации, и тем самым сохранение её существования и рост.

СУ и ОУ. Командные и информационные каналы не прерываются пока существует организация.

2. Дискретность

Управленческий потенциал накапливается (при сборе, анализе информации, разработке решения), а затем реализуется в форме воздействия на ОУ.

Управление - комплексный процесс, направленный на решение проблем, может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, диагноз, разработка и выбор альтернатив, составление программ и бюджетов, направления реализации и определенных мер по выполнению.

3. Цикличность

Периодическая повторяемость определенного набора действий - элементарный цикл управления.

4. Устойчивость

Устойчивость процесса управления обеспечивается тем, что структура процесса управления (состав действий и взаимодействий) закрепляется в организационных регламентах, ОСУ, что и обеспечивает устойчивость процесс. Взаимосвязи при выполнении постоянных работ сохраняются.

5. Изменчивость (динамичность)

Характеризует способность системы управления переключаться на новые цели, проблемы, новые методы управления.

Она обусловлена изменениями, которые происходят в производстве.

6. Закономерная последовательность этапов и стадий.

Закономерное повторение основных этапов в каждом управленческом цикле.

Свойства процесса управления необходимо учитывать при планировании и организации управленческого труда, определении объема работ, их продолжительности, трудоемкости.

2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управле нческому решению

Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:

ь Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий);

ь Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений.

ь Это организационно-практическая деятельность по его реализации.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.

Характеристики управленческого решения:

2. Управленческое решение предполагает наличие ряда возможных вариантов действий и выбор одного из них в соответствие со сложившейся обстановкой, интересами и потребностями, ценностями организации. Выбор альтернатив происходит в рамках социального и политического состояния организационной среды

3. Выбор и принятие управленческого решения является результатом сознательной, мыслительно-психологической деятельности управленческих работников, зависит от их опыта, знаний и умений, волевых качеств руководителя.

4. Управленческое решение принимается на основе переработки информации и является результатом управленческой деятельности. Оно не имеет материально-вещественной формы выражения, выступает в виде командной информации.

5. УР определяет требования к поведению управляемой системы.

6. Принятие УР - часть общего процесса управления. Оно происходит при выполнении всех функций управления.

7. Процесс управления - это «система» управленческих решений, которая требует определенной организации.

Принятие качественных, правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

Требования к управленческим решениям.

1. Целенаправленность

2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.

3. Своевременность

4. Комплексность, необходимая полнота содержания

5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)

6. Экономичность.

7. Полномочность.

8. Адресность, конкретность, срочность.

9. Директивность, общеобязательность.

3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реа лизации управленческого решения

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.

· получение и подготовка данных

· анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы

· определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения

· определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется

2. Разработка УР

· разработка модели и выбор методов решения задачи

· разработка вариантов решения (альтернатив)

· сравнение и оценка вариантов решения

· выбор предпочтительного варианта решения

3. Принятие УР

· согласование решения

4. Выполнение (реализация) УР

· разработка плана реализации решения

· подбор исполнителей

· постановка задач исполнителям

· разъяснение, пропаганда решения

· установление системы стимулирования и ответственности

· контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки

5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ .

1. Этап: Подготовка УР

Для постановки задачи необходимо определение её компонент: целей, критериев, условий. Последовательное формулирование задачи связано с определением ситуации, проблемы и проблемной ситуации.

Получение и подготовка данных

- информация, которую получает индивид, никогда не может считаться абсолютно достоверной и полной;

Анализ данных порождает множество ситуаций и множество проблем;

Работа носит массовый, в известной степени стандартный характер;

Технология получения и анализа данных более общая, чем технология решения задач.

Восприятие и признание проблемы

На этом этапе выполняются следующие работы:

Анализ причин возникновения проблемы

Выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо и желательно решить

Определение времени, необходимого и допустимого для принятия решения (своевременность)

Определение необходимых для принятия решения материальных и трудовых ресурсов.

оценка состояния организации по кадрам, ресурсам, технике, технологии, времени, эффективности

Проблема может быть определена как:

Возможность,

Рутинная (обычные).

Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Благоприятные (возможности) обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать и раскрыть.

Рутинные, повторяющиеся проблемы относятся к структурированным. Возможности и кризис - к неструктурированным.

Каждая из них будет требовать различных типов решений: структурированные - программированных, неструктурированные - непрограммированных.

Как правило, количество важных проблем больше возможностей менеджера на их решение.

При изучении выявленных проблем они ранжируются по определенным критериям для выделения ключевых проблем организации:

Оценка необходимости решения проблемы

ь Значимость (степень влияния проблемы на поведение организации и «вес» её отрицательных последствий)

ь Динамика (изменение остроты проблемы в ближайшем будущем, учет жизненного цикла проблемы - может ли решиться сама по себе или в ходе решения другой проблемы)

ь Разрешающая способность (в случае решения в определенной степени снимаются другие проблемы, «вес» положительных последствий её решения)

Оценка возможности решения проблемы

ь Наличие собственных необходимых ресурсов

ь Компетентность персонала (лучшее использование возможностей м времени руководителя)

ь Заинтересованность (внимание к проблеме, мотивация)

Наиболее важными становятся, как правило, проблемы со следующими характеристиками:

ь Проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу её решения

ь Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для её решения

ь Решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (улучшение конкурентных позиций, рост прибыли)

Определению точности проблемы могут мешать следующие факторы:

1. Их восприятие.

Негативная информация может восприниматься избирательно, что искажает её истинный смысл, кроме того, она может полностью игнорироваться.

Признание или непризнание проблемы зависит во многом от уровня её восприятия:

Возможные ошибки: директива дана сверху и нет выбора кроме как её признать, желательно быстрое решение проблемы, и не остается достаточно времени на её полное признание, допустимо низкое качество решения, тогда вышеназванная ошибка может повториться.

Проблема хорошо знакома, и к ней скорее всего применяется старое решение

Нет предыдущего опыта по проблеме, и её признание может не состояться.

Проблема является сложной, и это затрудняет её полную идентификацию.

2. Определение проблем исходя из решений.

Например, менеджер может сказать: «Снижение прибыли происходит из-за плохого качества продукции», хотя проблема может быть в квалификации торгового персонала или более низких ценах конкурентов.

3. Определение симптомов в качестве проблемы.

«Наша проблема - в 32-процентном спаде заказов». Это верно, что заказы упали, но этот спад только симптом настоящей проблемы, а не причина.

Определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения

Цель задает критерии оценки и выбора и предпочтения, позволяющие упорядочить альтернативы.

Критерии оценки и выбора - стандарты (правила), позволяющие оценить альтернативы с точки зрения цели, т.е. измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.

Их можно представить целевой функцией и системой ограничений, одним лишь набором ограничений, качественными требованиями. Критерии могут быть количественными и качественными.

Существуют некоторые общие ограничения: неадекватность средств, количество работников, цены, технология, конкуренция, законы, суженные полномочия менеджера.

Примеры:

Решение о покупке автомобиля. Критерии:

Стоимости

Экономичности

Вместимости

Привлекательности

Возможности обслуживания.

Решение о выборе поставщика. Критерии:

Качество

Сортамент

Оперативность поставки

Ритмичность поставки

2. Этап: Разработка УР

Разработка модели и выбор методов решения задачи

В начальной постановке задачи сохраняется неопределенность между условиями и целью. Чтобы её устранить, формулируется гипотеза решения, на основе которой разрабатывается модель решения задачи. По данной модели ищется процедура, в том числе алгоритм решения задачи.

Выбор процедуры принятия решения зависит от ситуации, и во внимание должны приниматься следующие факторы:

v требования к качеству решения

v время, отведенное для принятия решения

v распыленность информации

v необходимость заручиться согласием

v степень структурированности проблемы

v степень важности одобрения решения

v разделяют ли подчиненные цели организации (мотивация)

v вероятность возникновения разногласий относительно предпочтительного решения

Методы принятия решений - это способы выбора наилучшей альтернативы по конкретным заранее установленным критериям.

Выбор метода зависит, прежде всего, от вида решаемой задачи.

Выделяется три группы задач:

- решения в условиях определенности (не влияют случайные события, например, определение размеров партий запуска-выпуска изделий, расчет затрат на производство)

Руководитель точно знает результат реализации каждой альтернативы.

Это - детерминированные ситуации и типовые ситуации (прием и увольнение сотрудников, материально-техническое обеспечение)

- решения в условиях риска (изменения в конструкции или технологическом процессе, оценка вероятности наступления случайных событий, страховать или нет парк автомобилей)

Риск - уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат.

Известна вероятность каждого результата. Необходимо объективно рассчитать риск.

- решения в условиях неопределенности.

Невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Для них характерна новизна и сложность проблемы, учитываемые факторы новы и сложны (социокультурные, политические, наукоемкая среда).

Выделяется два класса процедур решения задачи:

Алгоритмические

Эвристические

Алгоритм - это точное предписание выполнять строго в определенном порядке систему операций для решения задач некоторого класса. Процедура, не отвечающая условиям результативности, называется эвристической.

Решения являются программируемыми настолько, насколько проблемы стандартны и насколько разработана стандартная процедура их решения. Эти стандартные процедуры разрабатываются для повторяющихся и рутинных задач.

Непрограммируемые решения - решения, которые требуются для уникальных и сложных управленческих задач.

Для хорошо структурированных задач могут быть применены методы математического моделирования (методы производственных функций, корреляционного и регрессионного анализа, различные методы оптимизации - линейного программирования, сетевого планирования, балансовые методы, исследование операций, системный анализ). Решения в высокой степени структурированные считаются программируемыми. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов. Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Для структурированных задач признание проблем происходит достаточно прямолинейно. (выполение бригадой задания на 70 %)

Слабо структурированные решения являются непрограммируемыми, так как принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения математических моделей, и основную роль в поиске играет человек. Такие решения связаны с определением целей и стратегии развития организации, с изменением её структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п.

Если задача управления плохо структурирована, используются эвристические методы, методы экспертных оценок, метод Дельфи, метод мозговой атаки, метод номинальной группы.

Экспертные оценки - упорядоченная и в большей или меньшей степени формализованная процедура выявления субъективной оценки, суждений, предпочтений компетентных специалистов и менеджеров.

Мозговой штурм - метод усиления творческого подхода путем стимулирования генерирования идей в ходе обсуждения, при котором избегают критики.

Метод Дельфи - метод, стимулирующий творческий подход путем использования анонимных суждений об идеях с целью достижения согласованного решения.

Метод номинальной группы - метод, стимулирующий творческий подход путем объединения людей в группу в рамках весьма структурированного собрания, которое допускает ограниченное устное общение. Групповое решение представляет собой результат математического обобщения индивидуальных голосов.

Разработка альтернатив.

Альтернативы - средства достижения цели, охватывающие имеющиеся в распоряжении субъекта управления ресурсы и управляемые им условия деятельности.

Разработка альтернатив является исследовательским процессом, который требует определенного времени и затрат. Следует стремиться к тому, чтобы выявить широкий круг вариантов решения проблемы.

При разработке альтернатив применяются два типа критериев:

Мы должны (или цель)

Мы хотим.

С точки зрения целей изучаются желательные альтернативы (особо важно при наличии множества целей)

С точки зрения условий (технологии и ресурсы) изучаются реализуемые альтернативы .

Методы поиска альтернатив:

1. Стандартные

2. Известные из прошлого опыта.

Если не эффективны названные методы, т.е. это новая, уникальна проблема, необходим творческий подход.

Сравнении, оценка вариантов решения и выбор

После разработки вариантов решения проблемы их нужно оценить и сравнить. В каждом случае целью при принятии решения является выбор варианта, который даст наиболее благоприятный и наименее неблагоприятный результат. При выборе решения руководствуются заранее определенными целями и задачами.

Оценка альтернатив включат:

1. Оценку последствий (вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, их измеряют относительно установленных критериев - удовлетворяют ли).

Взаимосвязь «вариант - результат» основывается на трех возможных условиях:

Определенность.

Лицо, принимающее решение, обладает полным знанием вероятности результата каждого варианта;

Неопределенность.

ЛПР не обладает никаким знанием вероятности результата каждого варианта;

ЛПР обладает некоторой вероятностной оценкой результата каждого варианта. Принятие решения в условиях риска происходит довольно часто.

2. Возможность реализации решения (вероятность включается в оценку, принимая во внимание время, прогноз действия факторов, т.е. степень неопределенности и риска)

Результатом оценки является выделение множества допустимых альтернатив.

Задачей выбора варианта решения проблемы является достижение заранее определенной цели (и это очень важно). Это означает, что решение - не самоцель, и является только средством для достижения цели.

Выбор альтернативы.

Могут быть использованы три подхода:

Прошлый опыт

(достоинства - развивает умения и навыки в суждении и интуиции, недостатки - ситуационен, не достаточен учет и анализ прошлых ошибок и неудач)

Проведение эксперимента (недостатки - дороговизна, изменение ситуации)

Исследования и анализ

Интуиция

3. Этап: Принятие УР

Принятие решений связано с выполнением следующих процедур:

· согласование решения

· принятие решения (окончательная формула решения)

· утверждение и документирование решения

Конкретно действия, следующие за решением, должны включать выполнение, контроль и оценку.

4. Этап: Выполнение (реализация) решения.

Организация выполнения решений предусматривает координацию усилий многих людей, нацелена на мотивацию персонала, его расстановку, устранение потенциальных конфликтов. Она включает: составление организационного плана, распределение прав и ответственности, создание коммуникационной сети для обмена информацией, формирование благоприятного социально-психологического климата.

Важное значение имеет принятие решения исполнителями как образца поведения. Правильность решения определяется поведением людей, которых это решение затрагивает. Технически правильное решение может встретить отпор со стороны подчиненных. Таким образом, работа менеджера - это не только выбор хороших решений, но и их трансформация в режиме организации.

Контроль и оценка.

Для обеспечения успеха выполнения решений необходима система для осуществления функции контроля - установление стандартов и показателей измерения результата в отношении этих стандартов. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени.

Реальные результаты сравниваются с плановыми, и если имеются отклонения, то следует принять меры. Здесь снова видна важность измеряемых целей. Без них не существует никакого способа оценивать результативность. Изменения по необходимости должны касаться выбранного решения, его выполнения или исходной цели.

4. Класс ификация управленческих решений

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов. управленческий руководитель решение

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

§ Упорядочить и структурировать управленческие решения,

§ Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.

§ Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.

§ Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.

§ Систематизировать производственные ситуации и информацию.

Признаки классификации

Виды решений

По характеру целей и задач

По функциям управления

Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные

Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные

2. Среда принятия решений (по степени риска)

Решения в условиях определенности

Решения вероятностной определенности (риска)

Решения в условиях неопределенности

3. Действие во времени

Стратегические

Тактические (плановые)

оперативные

По причинам возникновения

Ситуационные

По предписанию

Программные

Инициативные

4. Количество лиц, принимающих решение

Индивидуальные

Групповые (коллегиальные, коллективные)

5. По способам обоснования и принятия решения

Интуитивные

Основанные на суждениях

рациональные

6. По степени структурированности

Высоко структурированные (программируемые)

Слабо структурированные (непрограммируемые)

7. Уровень иерархии системы управления

Решения 1 уровня

Решения 2 уровня

Решения 3 уровня

8. По способам фиксации

Устные распоряжения

Документально фиксированные

Внутрь организации как системы

За её пределы - во внешнюю среду

5. Факторы, влияющие на эффективность и качество уп равленческого решения

1. При разработке и принятии решения

· Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)

· Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)

· Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)

· Квалификация работников аппарата управления (ЛПР - знания, способности, мотивация)

· Объем и ценность информации

· Организация и методы разработки решения

· Использование современных информационно-компьютерных технологий

· Организация управленческого труда

· Стиль руководства

· Система контроля исполнения

2. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

Литература

1. Румянцева, гл. 4 (4.1, 4.2)

2. Виханский, Глава 9, параграф 2.

3. Гибсон и др. Организации: поведение, структура, процессы, Раздел V. Глава 18 Процессы принятия решений.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности процесса принятия управленческого решения, его место в теории принятия управленческих решений. Роль этого процесса в управлении организацией. Описание технологии подготовки и реализации управленческих решений в условиях определенности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2012

    Процесс принятия решений как центральный пункт теории управления. Особенности моделирования, стадии процесса формулирования управленческих решений, типы используемых моделей и некоторые широко применяемые методы принятия решений в рамках науки управления.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Управленческие решения: роль и место в управлении. Классификация управленческих решений, предъявляемые к ним требования и этапы процесса разработки. Составляющие эффективности управления. Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Сущность понятия и характеристики управленческих решений, их классификация, основне предъявляемые требования, процесс подготовки, принятия и реализации. Методы оптимизации управленческих решений. Особенности экономической среды для фирм Кубани.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2010

    Информационное обеспечение процесса разработки решений. Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений. Методы оптимизации и требования к оформлению решений. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Формирование информационной базы. Планирование процесса реализации решений и создание условий для его эффективного выполнения. Классификация принятия решений в современной торговле.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность и особенности управленческих решений, требования, предъявляемые к ним. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. Анализ проблем в управлении персоналом с помощью матрицы экспертов и разработка вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2013

    Цели, задачи, принципы технологии разработки управленческих решений. Структура процесса принятия решения. Особенности процесса принятия и реализации управленческих решений руководителями структурных подразделений Администрации Центрального района г. Сочи.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2015

    Процесс принятия управленческих решений. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений. Роль руководителя в этом процессе. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Понятие управленческого решения, его роль в жизни менеджера. Стадии процесса принятия и реализации управленческих решений. Анализ подготовки и реализации управленческих решений на примере ООО "ВСК-Меркурий", совершенствование механизма их принятия.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

    Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

    Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

    Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

    Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

    Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.

В жизни мы довольно часто используем слово «процесс» применительно к самым разнообразным ситуациям. При этом ни у кого не возникает вопрос: что такое процесс. Все мы воспринимаем это слово как само собой разумеющееся и понимаем его как логическую последовательность определенных действий или операций человека, направленных на получение конкретного результата. Этот термин у нас встречается неоднократно при изложении материала данного учебника.

Мы рассматриваем менеджмент, по крайней мере, в трех значениях: как людей, выполняющих работу по управлению, как область знаний об управлении и как процесс управления. Всем сегодня ясно одно: управление - это, прежде всего, процесс.

А что такое процесс управления? На данный вопрос будет получено столько ответов, сколько человек будет опрошено, и все они будут достаточно верными.

Однако таким разнообразием нельзя пользоваться, если мы хотим создать эффективный управленческий технологический процесс конкретной организации.

Процесс - это совокупность последовательных целенаправленных действий для достижения какого-либо результата.

Участниками процесса управления являются руководители, исполнители и контролеры.

Цель управленческого процесса - объединение усилий участников для достижения конкретного результата. Предмет управленческого процесса - информация, которую исполнители, контролеры и руководители используют в своей деятельности.

Средства осуществления процесса - это документы и различные средства приема, передачи, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации.

Правильно спроектированный процесс управления делает организацию преуспевающей. А для того, чтобы этот процесс правильно проектировать, необходимо знать его внутреннюю структуру, взаимосвязи между отдельными этапами выполнения и их характеристики.

Известно, что процессный подход к управлению был впервые исследован представителем «классической школы» или научного менеджеризма Анри Файолем. Анализируя деятельность руководителей, он рассмотрел ее как процесс, подразделяющийся на отдельные стадии: планирование, организацию, координирование, контроль и мотивирование.

Со временем стало очевидно, что перечнем данных функций содержание процесса управления не исчерпывается. Если взять отдельно любую из функций, то ее выполнение также представляет собой процесс управления. Создается впечатление, что процесс управления состоит из отдельных процессов выполнения каждой конкретной функции.

Давайте разберемся. Действительно, для выполнения, допустим, функции планирования необходимо выполнить целый ряд последовательных процедур. Опять абстракция. Ведь планирование как процесс выполняется в отношении конкретного объекта и конкретной ситуации, и это верно. Каждый раз мы говорим о процессах управления, отличающихся друг от друга объектами, на которые они направлены, и временем их выполнения.

Рис. 5. Управленческий цикл

На наш взгляд, процесс управления необходимо связывать не с функциями, а с задачами управления. Как нам уже известно, каждая задача представляет собой управленческие действия, которые описываются целью, объектом управления, временным периодом ее решения, информационными параметрами (входом, выходом). В соответствии с данным ранее определением, «процесс управления» представляет собой логическую последовательность управленческих действий, т. е. задач управления, решение которых направлено на достижение конкретного результата, которым является цель. Таким образом, содержание процесса управления отражает логическую взаимосвязь решения задачи планирования, организации, учета, контроля, регулирования, анализа и стимулирования. Сочетание этих задач управления, решение которых направлено на одну конкретную цель, образует управленческий цикл (рис. 5.), или конкретный процесс управления.

Все процессы управления организацией, представленные в виде взаимосвязи задач управления, можно разделить на две большие группы: постоянные и периодические.

Постоянные процессы представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей. Например, процесс управления производством продукции. Такие процессы содержат определенные управленческие процедуры, порядок выполнения которых заранее спроектирован и описан в виде инструкции. Изменение содержания постоянных процессов происходит нечасто. Управленческие процедуры имеют стандартный характер и изменяются только при совершенствовании системы управления. Они описываются штатным составом задач управления, решение которых осуществляется по известному алгоритму. Для их решения используются известные методы.

Периодические процессы - это активная форма управления, вызванная появлением незапланированных, непредвиденных ситуаций, требующая выработки оперативных (часто разовых) управленческих воздействий. Эти процессы, как правило, направлены на разрешение нештатных управленческих ситуаций. Для выполнения управленческих процедур используются выработанные менеджментом правила, но использование этих правил представляет собой искусство управления. В разные моменты времени объектом внимания руководителя, осуществляющего периодический процесс управления, могут быть различные аспекты управляемой системы.

Как постоянные, так и периодические управленческие процессы имеют одну и ту же внутреннюю структуру, отличающуюся целями, предметом, средствами, содержанием выполняемых управленческих процедур и операций.

В процессе управления можно выделить элементы и управленческие процедуры.

Элементы процесса управления представляют собой управленческие категории, логическая взаимосвязь которых определяет следующие характеристики управленческой деятельности:

а) для чего выполняется процесс управления;

б) что явилось причиной возникновения процесса управления;

в) на что направлен процесс управления;

г) какой вид воздействия вырабатывается в процессе управления.

Исходя из сущности управленческой деятельности, рассмотренной нами ранее, можно выделить следующие элементы процесса управления:

· ситуация;

· проблема;

· решение.

Логическая взаимосвязь этих элементов представлена на рис. 6.

Цель определяет смысл выполнения процесса управления. Процессы реализуются для достижения цели. Процесс управления - это всегда целенаправленная деятельность участников. Конкретный результат человеческой деятельности - это цель. Следовательно, каждый процесс управления совершается для достижения какой-то определенной цели. Поэтому процесс управления предусматривает выяснение или постановку цели, ради которой он будет выполняться.


Рис. 6. Процесс управления организацией

Каждому из процессов управления присуща своя цель. Следовательно, цели относительно постоянные (неопределенный период времени) и периодичны. Неправильно поставленная цель делает процесс управления неэффективным, а да и вредным для успешной деятельности организации.

Цели в процессе управления должны иметь операциональный характер и преобразовываться в конкретные задачи и рабочие задания. Для каждой управленческой ситуации они являются ориентиром для концентрации необходимых ресурсов.

Ситуация представляет собой состояние управляемой подсистемы (для постоянных процессов) или отдельного объекта (для периодических процессов).

Ситуация в процессе управления возникает в результате появления отклонений деятельности управляемого объекта или влияния на объект факторов внешней среды, в которой работает организация. Ситуация может оказывать на организации управляемый конкретный объект положительное влияние, повышая эффективное или отрицательное, снижая ее. Например, резкое повышение спроса на продукцию предприятия позволяет повысить цену, и, наоборот, резкое снижение потребительского спроса на эту же продукцию вынуждает организацию вырабатывать меры, имеющие нежелательные тенденции. Ситуация - это определенное возмущение, которое является причиной возникновения процессов управления. Сложность и сфера воздействия ситуации (воздействие на крупную подсистему или отдельный объект) являются чиной возникновения постоянных или периодических процессов управления.

В менеджменте ситуация имеет одну очень важную особенность. Многочисленные ситуации, воздействующие на организацию взаимосвязаны. Одна ситуация влечет за собой множество других, прохождение катера вызывает волны на реке. Первый процесс управления, вырабатывающий реакцию на воздействие ситуации, вызывает явление других процессов управления, а те, в свою очередь, вызывают вые процессы, тем самым создавая постоянные управленческие цикль

Ситуации в процессе управления создают проблемы, которые должны быть разрешены менеджерами.

Проблема - это необходимость обоснования и выбора определенной позиции в разрешении возникшей ситуации.

Проблема предполагает выяснение основных противоречий между условиями работы организации, вызванными появлением ситуации, и условиями, требующимися для достижения организацией своих целей. Выяснение характера управленческой ситуации позволяет определить возможные направления деятельности менеджера по устранению возникших отклонений от достижения поставленной цели.

Направления деятельности связаны с перераспределением имеющихся ресурсов (материальных, людских, финансовых), т. е. определением необходимых ресурсов и их распределением.

Выбирая возможные направления выхода из создавшейся ситуации, менеджер обязан помнить о взаимосвязанности управленческих ситуаций. Поэтому при разрешении проблемы менеджеру необходимо использовать интегральный системный подход. Простого указания на то, какие элементы или факторы, вызвавшие ситуацию, сильнее всего влияют на успех организации, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения той или иной цели организации.

Для этого необходимо установить взаимосвязь между данными элементами и выработать комплексную реакцию на устранение нежелательных воздействий.

Конкретно воздействие на ситуацию осуществляется через решение.

Менеджер в процессе управления выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников.

Решение - это заключительный и, пожалуй, самый ответственный элемент в процессе управления.

Решение предусматривает выбор наиболее эффективного варианта воздействия на возникшую ситуацию (имеются в виду переменные факторы, вызвавшие ситуацию), выбор конкретных, средств и способов, разработку конкретных управленческих процедур осуществления процесса управления.

Именно этот элемент приводит в действие человеческие, материальные и финансовые ресурсы. От того, какое будет принято решение, зависит эффективность выработанной управленческой реакции на воздействие, оказываемое возникшей ситуацией. Решение аккумулирует в себе удачные и неудачные стороны предыдущих элементов и обязано отфильтровать неэффективные направления деятельности управляемых объектов или действий менеджеров.

Каждый элемент процесса управления реализуется с помощью взаимосвязанных управленческих процедур. Можно выделить следующие управленческие процедуры:

· целеполагание;

· информационное обеспечение;

· аналитическая деятельность;

· выбор вариантов действий;

· реализация решений.

Целеполагание как процедура призвана обеспечить постановку конкретной цели (если цель не поставлена) или уяснение сущности цели, связанной с протеканием процесса управления.

Постановка цели осуществляется для постоянных процессов.

В этом случае цели выступают в качестве стандарта, меры, которыми измеряется выполнение работы.

В управлении организацией часто бывают случаи, когда процедура целеполагания протекает неосознанно, автоматически или элементарно.

Такие случаи имеют место во многих периодических процессах. Однако кажущийся автоматизм не означает, что менеджер осуществляет процесс управления и уяснения содержания цели. В данных случаях имеет место подсознательное уяснение цели, на достижение которой менеджер направляет процесс управления. Цель менеджеру известна, а возникшая ситуация не настолько сложна, чтобы менеджери смог сразу определить характер ее влияния. Поэтому создается впечатление автоматизма в осуществлении процесса управления.

Ни один процесс управления не может быть осуществлен без процедуры целеполагания. Управления без цели не существует, что вытекает из следствия 1 общего понятия управления.

Процедура целеполагания позволяет сделать следующее:

1. организовать и объяснить весь диапазон явлений, связанных с объектом, под системой или предприятием в целом;

2. предсказать поведение объекта, подсистемы или предприятия;

3. оценить разумность решений в момент, когда они еще не приняты;

4. проанализировать собственную работу менеджерам всех уровней в процессе управления и в результате улучшить ее.

Процедура целеполагания необходима и для уяснения сущности и содержания возникшей ситуации. Любая ситуация должна соизмеряться с целью, на достижение которой она может оказать влияние.

Информационное обеспечение представляет собой управленческую процедуру относительно предмета процесса управления - информации, адекватно отражающей характеристику цели и влияние возникшей ситуации на ее достижение.

Данная процедура включает операции по сбору необходимой информации, ее систематизации и обработке.

Аналитическая деятельность в процессе управления характеризует совокупность операций, связанных с оценкой состояния управляемого объекта, подсистемы или предприятия (в зависимости от вида процесса), поиском путей улучшения, либо устранения нежелательных воздействий со стороны возникшей ситуации. Анализируется также сама ситуация, причины ее возникновения и возможные последствия ее воздействия. Для этого используется собранная и обработанная информация о конкретной цели и факторах, создавших управленческую ситуацию. Аналитическая деятельность «обслуживает» все элементы процесса управления, предоставляя возможные варианты протекания процесса управления.

Выбор вариантов действий. Содержание этой управленческой процедуры зависит от сложности возникшей ситуации. Для выработки реакции на воздействие ситуации менеджеру необходимо определить наиболее адекватные варианты действий. Если проблема не представляет особой сложности, и была правильно оценена, то сделать выбор правильного решения сравнительно просто. Менеджер, обладая необходимой информацией, просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Но менеджеру приходится иметь дело не только с простыми ситуациями, но и с весьма сложными и взаимосвязанными ситуациями. В этом случае ему приходится принимать во внимание множество компромиссных вариантов, и если аналитическая процедура была выполнена недостаточно, то возможно, что ни одна альтернатива не может быть наилучшей. Бывают случаи, когда даже дополнительная аналитическая работа не дает удовлетворительных альтернатив.

В этих случаях менеджер вынужден принимать к исполнению ту альтернативу, которая является приемлемой, но необязательно наилучшей. Таким образом, процедура выбора альтернатив является обязательной в процессе управления, но она необязательно приводит к выбору только наилучшего решения.

Реализация решения. Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. Процесс управления заканчивается, если он оказал влияние на объект управления как результат конкретной работы исполнителя. Поэтому процедура реализации решения требует от менеджера не только принятия приемлемого решения, но и обязательной организации его исполнения, т. е. он должен привлечь к данному процессу конкретных исполнителей. Если это не будет сделано, то такой процесс управления не имеет реального смысла, и на его осуществление (выполнение предыдущих процедур) не стоит тратить ресурсы.

Обратная связь. П роцесс управления содержит, кроме перечисленных элементов, обратную связь. Роль обратной связи мы с вами уже рассматривали. Поэтому нам ясно, что сравнение полученного результата, от реализации выбранной альтернативы решения, с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления, возможно только с помощью установления обратной связи. Методы установления обратной связи будут нами рассмотрены далее.

Здесь важно понять, что обратная связь позволяет менеджеру оценить результаты осуществленного им процесса управления и, в случае необходимости, скорректировать результат, пока организации еще не нанесен значительный ущерб.

Основу всех управленческих процедур составляет информация, передаваемая с помощью человеческой речи, документов или соответствующих технических средств. Поэтому информационное обеспечение необходимо при выполнении всех управленческих процедур. Предметом процесса управления является информация, которую менеджеры и исполнители используют для его осуществления.

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Цикл управления

12.2. Место решения в процессе управления

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

По объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983 г.):

Ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.

12.3. Структура и процесс принятия решения

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Четко структурированное решение

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Слабо структурированное решение представлено на рис. 12.3.

Рис. 12.3. Слабо структурированное решение

Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Фаза Содержание фазы
1. Сбор информации о
возможных проблемах
1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы
1.2. Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение
причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3. Формулировка проблемы
2.4. Оценка ее важности
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей
решения проблемы
3.1. Определение целей фирмы
3.2. Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии
решения проблемы
4.1. Детальное описание объекта
4.2. Определение области изменения переменных факторов
4.3. Определение требований к решению
4.4. Определение критериев эффективности решения
4.5. Определение ограничений
5. Разработка вариантов
решения
5.1. Расчленение задачи на подзадачи
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3. Построение моделей и проведение расчетов
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта 6.1. Анализ эффективности вариантов решения
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и
согласование решения
7.1. Проработка решения с исполнителями
7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
7.3. Утверждение решения
8. Реализация решения 8.1. Подготовка рабочего плана реализации
8.2. Его реализация
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

На практике, разумеется, все проходит не так гладко:

Подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
- ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
- предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
- нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
- участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов.
- менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество. Наиболее часто встречаются следующие случаи:

Априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- участие ЛПР в его исполнении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- задание целей и их относительной важности;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
- возложение ответственности за решения.

12.4. Распределение полномочий на принятие решений

Возможны два направления распределения полномочий:

Делегирование полномочий;
- централизация решения.

Наиболее типично следующее распределение решений (для западных фирм).

Высокая централизация:

Решения по инвестициям;
- финансовые решения;
- персональные назначения в высшем руководстве.

Ограниченная централизация:

Решения по НИОКР.

Ограниченное делегирование:

Решения по инвестициям в пределах бюджета;
- решение о персонале.

Высокое делегирование:

Текущие производственные вопросы;
- решения о сбыте продукции.

Делегированию решений способствуют (положительная. корреляция):

Величина предприятий;
- номенклатура продукции;
- компьютеризация управления;
- динамика НТП;
- изменчивость окружающей среды;
- приемлемость цен спроса;
- межпроизводственная кооперация.

Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Последствия делегирования и централизации решений

Результат Преимущества делегирования.
Недостатки централизации
Недостатки делегирования.
Преимущества централизации
Успех фирмы Улучшение результатов из-за повышения ответственности исполнителей.
Снижение затрат.
Возможность отсутствия менеджера
Требуется высокая квалификация низших уровней управления.
Добавочные затраты на контроль принимаемых решений
Качество решений Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях.
Реальность принимаемых решений.
Далекие от реальности решения центра
Недостаточная однородность принимаемых решений.
Однородность централизованного решения.
Проблема квалификации низших уровней управления.
Длительный процесс осуществления решений
Разгрузка верхних уровней
Ненужность штабов.
Разгрузка путей коммуникации
Загрузка подчиненных уровней.
Увеличение объема решений
Координация Самоопределение подчиненных уровней управления.
Их собственная ответственность.
Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях
Возможность конфликта с нижними уровнями управления.
Повышение необходимости их контроля
Социально-психологические эффекты Дополнительные возможности развития низших уровней управления.
Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров.
Переживание за успех, удовлетворенность у них
Перепоручения подчиненным уровням управления (снятие ответственности).
Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента.
Меньше возможности для принятия решений у руководства

12.5. Риск при принятии решений

Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда не известно, все решения связаны с риском.

Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать риск:

Общий (угрожает предприятию как целому);
- специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);
- специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);
- специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате);

Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.

Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис. 12.4).

Рис. 12.4. Инструментарий снижения влияния риска

Эластичность - многофункциональность средств производства и персонала.
Стимулирование сотрудников - связь их интересов с риском.
Системы обеспечения - охрана труда, пожарная безопасность, безопасность от провала, растрат, надежность продукции.
Сокращение систем - дублирование ненадежных элементов.
Указатели ошибок - тревожная сигнализация перед отказом.
Быстрое отключение - нулевые схемы при критической ситуации.
Ограничение риска - выбор правовой формы, рассредоточение, встречные сделки, оговорки о собственности, незначительная наличность в кассе, рассредоточение складов, производств, патентная защита.
Перекладывание риска - на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, наемных работников, покупателей, государство).
Обеспечение - договор о страховании.
Предыдущая

Процесс управления - это деятельность органов и кадров уп­равления по воздействию на объект управления с помощью выб­ранных методов для достижения намеченных целей. Процесс уп­равления обладает общими чертами с процессами, происходящи­ми в социальной системе. Он определяется объективными зако­нами функционирования и развития этой системы и в то же время в определенной мере зависит от субъективных факторов.

Различают:

методологическое содержание процесса управления, которое предполагает выделение закономерно следующих этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности чело­века, так и специфические черты управленческой деятель­ности. Исходя из этого, процесс управления можно предста­вить как последовательность четырех основных этапов: целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы, уп­равленческого решения;

Методологическое содержание управления предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения (рис. 13).

^ Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния. Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Категория «цель» означает планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

^ Ситуация - это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуация характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели. Следовательно, всегда существуют ситуации, которые нужно оценивать.

^ Проблема - это противоречие между желаемым (целью) и действительностью (ситуацией). Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Без определения проблемы невозможно никакое управленческое решение.

^ Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.



· функциональное содержание процесса управления, проявля­ющееся в масштабной последовательности и предпочтитель­ности реализации основных функций управления. Здесь вы­деляют этапы: планирования, организации, контроля и ре­гулирования. Функции стимулирования и обучения осущес­твляются по этапам управления;

· Функциональное содержание процесса управления проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей (рис. 16):

· планирование, прогнозирование - выработка и постановка целей и задач в сфере управления производством, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

· ^ организация - создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементы процесса реализации планов;

· ^ координация, регулирование - обеспечение необходимой согласованности действий людей как элемент процесса реализации намеченных планов;

· ^ стимулирование, активизация-побуждение людей к действию, предусматривающее обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации планов;

· ^ контроль, анализ, учет - систематическое наблюдение за деятельностью людей для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации планов.

экономическое содержание процесса управления, вопло­щенное в следующих этапах: установление экономических потребностей оценка наличия ресурсов, распределение ре­сурсов, использование ресурсов;

Процесс управления имеет и экономическое содержание. Оно

обусловлено тем, что в процессе управления находит свое выражение использование ресурсов производства - от оценки их наличия до превращения в продукт. Исходя из этого, экономическое содержание процесса управления можно представить как этапы использования ресурсов, движения фондов, которые осуществляются трудом в управляемой системе.

Экономическое содержание процесса управления проявляется при выполнении следующих этапов (рис. 14):

^ установление экономических потребностей;

^ оценка наличия ресурсов;

Распределение ресурсов;

Использование ресурсов.

социальное содержание процесса управления, раскрываемое ролью человека в его осуществлении, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является чело­век;

Каждый этап этого процесса (целепо-лагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения) предполагает непременное участие человека.

организационное содержание процесса управления , которое проявляется в последовательности использования организа­ционных рычагов воздействия: этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;

Организационное содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия - этапов (рис. 15):

^ регламентирования (регламент - совокупность правил, положений, определяющих порядок выполнения работ);

Нормирования - показателя, характеризующего относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и др., их расходования на единицу продукции, площади, веса и т. п.;

^ инструктирования - процесса разъяснения порядка и способа выполнения какой-либо работы или действия;

^ указания на меру ответственности за невыполнение или неправильное выполнение порученной работы.

информационное содержание процесса управления , состоя­щее в последовательности выполнения информационных работ: этап поиска информации, комплектования информа­ции, обработки информации, передачи информации (91).

Информационное содержание процесса управления проявляется в последовательности выполнения работ в процессе управления на следующих этапах (рис. 17):

Поиск информации;

Комплектование информации;

Обработка информации;

Передача информации.

Свойства процесса управления. Процесс управления обладает специфическими свойствами, которые отражают его особенности (рис. 18).

Свойство изменчивости (динамичности ) проявляется в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике, характеру осуществления, а также в динамичности взаимодействия различных его этапов и операций. Процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляясь в различном взаимодействии звеньев управления.

Свойство устойчивости проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах ее стабилизации и служит системообразующим фактором процесса управления. Благодаря такому свойству образуется собственно система управления, которая представляет собой совокупность устойчивых связей процесса управления между звеньями, которые его осуществляют.

^ Свойство непрерывности процесса управления может проявляться по-разному в зависимости от уровня управления, особенностей самого процесса производства (является ли оно единичным, серийным, массовым и пр.). Но сама суть названного свойства от этого не меняется.

^ Свойство дискретности дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противоположно ему. Оно проявляется в том, что процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс для активной организационной работы на этапе решения. Это свойство отражает специфику управленческой деятельности и не отрицает необходимости равномерного ритма работы.

^ Свойство последовательности . Как отмечалось выше, процесс управления не может быть построен по своим этапам иначе, как в последовательности цель, ситуация, проблема, решение, причем каждый из этих этапов является обязательным. Например, если решение вырабатывается только лишь на основе цели управления, без достаточно тщательного учета существующего положения дел, реальных условий работы, сложившихся обстоятельств, то такой процесс управления не может быть эффективным, потому что в этом случае решения оказываются либо ошибочными, либо преждевременными, либо просто волюнтаристскими. Возможна и другая крайность, когда в процессе управления недостаточно внимания уделяется целеполаганию. В этом случае решения вырабатываются преимущественно на ситуационной основе, без достаточного уяснения целей, которые они преследуют, поэтому бывают недостаточно эффективными, часто противоречивыми, лишенными перспективы и долгосрочной ориентации. Цель систематизирует решения, придает им общую направленность и перспективу; ситуация определяет реальность и практическую значимость решения; четкая постановка проблемы обеспечивает его конкретность и эффективность. Каждый из этапов процесса управления обязателен, как и выполнение последовательности их осуществления.

^ Свойство цикличности . Каждый акт воздействия заканчивается переходом управляемой системы в новое состояние. Это вызывает необходимость (в зависимости от того, что это за состояние) либо постановки новой цели управления, либо корректировки, дополнения и уточнения цели, для достижения которой необходим новый акт воздействия. Процесс управления повторяется заново, осуществляется новый его цикл.

Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в успешном решении всех проблем его совершенствования, повышения эффективности управления предприятием.

 

Возможно, будет полезно почитать: